АЙСУЛУ

С. Мухамеджанов

 

"АЙСУЛУ"

 

Комическая опера в 2-х действиях

Либретто К. Шангитбаева и К. Байсеитова.

Обновленная версия А. Маемирова и М. Шалабаева

 

Действующие лица:

Серке - парень, влюбленный в Айсулу

Айсулу - молодая девушка

Хасен - молодой ученый

Аубакир - молодой поэт

Абдыкадыр - известный режиссер

Майбатыр - рекламный агент

Гульшара - ассистент режиссера

Нурсулу - танцовщица

Жансулу - поэтесса

Гример - подруга Айсулу

Красивая девушка - ассистент режиссера

Пианистка

 

Постановочная команда:

Режиссер-постановщик - МУРАТ ШАЛАБАЕВ, Заслуженный деятель РК

Художники-постановщики - ПАВЕЛ ДРАГУНОВ, СОФЬЯ ТАСМАГАМБЕТОВА

Хореограф - ГУЛЬЖАН ТУТКИБАЕВА, Народная артистка РК

Хормейстер - АЛИЯ ТЕМИРБЕКОВА

История

Сыдык Мухамеджанов написал первую комическую оперу в истории казахского музыкального театра. В основу либретто Куандыка Шангитбаева и Канабека Байсеитова положена жизнь современной казахской молодежи, а в ее центре – комедийные ситуации, в которые попадают влюбленные. Впервые комическая опера была поставлена на сцене театра оперы и балета им. Абая в Алма-Аты в 1964 году. Из четырех опер, созданных казахским композитором Сыдыком Мухамеджановым, опера «Айсулу» принесла ему наибольшую известность как автору первой комической оперы в казахском музыкальном искусстве. Некоторые арии и отдельные музыкальные фрагменты из этой оперы стали популярными — такие, как «Каватина Серке», «Ария Айсулу» и вальс из первого акта.

 

«В репертуаре нашего театра, к сожалению, не так много казахских национальных оперных спектаклей, и в основном они трагического характера. Обратите внимание: в опере “Биржан и Сара” Биржан умирает, в опере “Кыз Жибек” Тулегена убивают, в опере “Абай” Айдара отравили… Было бы несправедливо оставить без внимания единственную, пожалуй, казахскую комическую оперу, созданную Сыдыком Мухамеджановым»,— рассказывает режиссер-постановщик оперы - Мурат Шалабаев.

 

В основе новой постановки оперы лежит сюжет из жизни современной молодежи то ли 80-х годов века двадцатого, то ли десятых — уже двадцать первого. Авторами первого либретто 1964 года были Канабек Байсеитов и Куандык Шангитбаев, вторая версия выполнена в 2014 году, авторами ее стали Асхат Маемиров и Мурат Шалабаев. И, надо заметить, она существенно отличается.

Сюжет спектакля повествует о жизни молодых людей в тот период, когда они ищут свою вторую половинку, свою любовь. Главная героиня Айсулу, уехав на конкурс красоты без согласия своего молодого человека, понимает, что все карьерные взлеты — ничто, если рядом нет любимого. Через песни, исполняемые Айсулу, можно почувствовать чистоту и наивность девушки.

Музыкальный язык Сыдыка Мухамеджанова обладает красотой казахской традиционной музыки, ее напевностью, мелодичностью и неповторимостью. Мелодии выражают все чувства, испытываемые героями оперы — грусть, радость, любовь, восхищение. Они вызывают некоторую степень ностальгии из-за отсутствия таких музыкальных произведений в настоящее время.

Декорации этой постановки достаточно скромны для современного конкурса красоты, во время которого разворачиваются все действия. Если только это конкурс не провинциального городка, там не хватает блеска, стразов и гламура: скромный конкурс красоты, за исключением красивого занавеса с изображением короны, выполненной из казахских узоров в золоте. Но в то же время отдельные наряды персонажей выполнены так, что вызывают улыбку у зрителя: забавные мужские костюмы из ткани в клетку, жилет рекламного агента, ретроавтомобиль, восстановленный работниками театра.

К слову, не владеющие казахским могут понять, что происходит, читая на мониторах субтитры на русском и английском языках.

 

В 2014 году, к 90 летию со дня рождения Сыдыка Мухамеджанова и 50 летию со дня написания оперы КГАТОБ им.Абая представил комическую оперу на своей сцене. Прекрасная музыка Мухамеджанова и комизм ситуаций определенно доставили удовольствие публике.