Концерт «Шедевры струнных»

11/12 - 19:00

Продолжительность: 2ч.

В программе:

А. Шенберг - «Просветленная ночь»

П. И. Чайковский - «Воспоминание о Флоренции»

 

 

В концерте принимают участие:

 

Сапарбаев Еркебулан – скрипка

Тхай Александр – скрипка

Садвакасов Дархан – альт

Тарасевич Павел – альт

Каратаев Таир – виолончель

Айтбеков Эльдар – виолончель

приобрести билет

Действующие лица и исполнители:

А. Шенберг - «Просветленная ночь»

Основоположник Нововенской школы Арнольд Шёнберг наиболее полно и последовательно воплотил в своем творче­стве эстетические принципы музыкального экспрессионизма. Это один из тех композиторов, с чьим именем неразрывно свя­зано представление о специфике музыкального языка XX века, о его кардинальных отличиях от музыкального языка всех предшествующих эпох.

Первым произведением, привлекшим широкое внимание к имени Шёнберга как композитора, оказался струнный секстет «Просветленная ночь», ор. 4 (1899) *,

* Это произведение чаще звучит в авторском переложении для струнного оркестра.

программой для которого послужило одноименное стихотворение немецкого поэта Рихарда Демеля *.

* Содержание стихотворения, точно отраженное в произведении Шёнбер­га, следующее: два человека, женщина и мужчина, идут рядом в холодную лунную ночь; женщина признается в измене; мужчина прощает ее и говорит слова утешения; души обоих сливаются в пантеистическом переживании зимнего пейзажа.

В секстете легко обнаруживаются вли­яния Вагнера и Листа, Малера и Рихарда Штрауса, Чайковско­го; тех элементов стиля, которые позже определят творческое лицо самого Шёнберга, еще совершенно не видно. Однако не следует торопиться с упреками в эклектичности, несамостоя­тельности. На самом деле перед нами уникальное явление: в музыкальном языке секстета удивительным образом осуществ­лен органичный синтез великих романтических стилей второй половины XIX века – произведение отнюдь не превращается в дивертисмент разных композиторских почерков. К тому же в «Просветленной ночи» Шёнберг уже выступает во всеоружии мастерства. Сочинение отличается совершенством формы, романтической одухотворенностью, сочетающейся с психоло­гической глубиной, оно демонстрирует необычайную щедрость фантазии:

 

П. И. Чайковский - «Воспоминание о Флоренции»

История написания секстета дает красноречивое представление о том, насколько взыскательным и требовательным был П.И.Чайковский к своему творчеству. Практически закончив уже работу над сочинением, он все еще сомневается в успешной реализации своего замысла. Создав произведение в новом для себя жанре, Чайковский стремится как можно скорее прослушать его. "Печатать я не буду до тех пор, - пишет он К.К.Альбрехту, - пока Вы с Вашей компанией его не выучите и не исправите мне все, что будет неудобно, нехорошо, незвучно... Только тогда, услышавши его в Вашем исполнении и приняв во внимание все Ваши поправки и советы, я подвергну секстет исправлению и отдам его гравировать... Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета".

Секстет принадлежит в творческом наследии Чайковского к той примечательной группе сочинений, которая связана с тем, что композитор писал музыку, посвящая её местам своего пребывания, которые как-то особенно вошли в его жизнь, которые были ему сердечно дороги.

В целом музыка секстета - это действительно воспоминание о Флоренции и обо всем том, что пережито Чайковским в этом городе.