Статья «Премьерный показ балета «Алдар косе» композитор А. Меирбеков

02.12.2023

Статья

«Премьерный показ балета «Алдар косе»

композитор А. Меирбеков

02.12.2023

 

Сказки! Чудо, не прекращающееся веками. Сказки – мудрость, память, жизнь целых поколений. Сказки – это великолепие и мудрость народного творчества, душевной щедрости, школа жизни, чувств, знаний, нравственности, воспитания. Поэтому сказки живут веками, любимы и детьми, и взрослыми. Хотя взрослые не всегда признаются себе в этом. Но те, кто признаются, живут с этой детской любовью, несут людям свет, радость, цветение жизни, глубокое понимание души и тайн её раскрытия. А если сказка воплощена в формы изобразительного или музыкального искусства, то она усиливает своё воздействие во много раз.

Именно такое, волшебное, музыкальное воздействие было увидено, услышано, исполнено в премьерные дни декабря 2023 года в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая г. Алматы: балет «Алдар косе» по мотивам казахских народных сказок о любимом народом мудреце и шутнике Алдаре косе на музыку казахского композитора Алмабека Меирбекова (1955–2008).

Премьера – событие всегда неоднозначное, ожидаемое, обсуждаемое, волнующее и впечатляющее. Балет «Алдар косе» обозначен композитором как «балет-сказка» для детей. А это значит, что от создателей балета, и в первую очередь от композитора, зависит успех воплощения идеи сказки, её нравственного контента, глубокого содержания, настроения, понимания. Ведь именно отталкиваясь от музыки композитора, будут решать её сценическое воплощение хореограф, балетмейстер, создатели костюмов, светооформители, декораторы и другие театральные службы. И хотя балет озвучен композитором и балетмейстером как «балет для детей», интерес к нему не менее высок у взрослого зрителя и слушателя. Потому что это – возвращение в детство, юность, когда велико доверие к жизни, когда открыты все каналы восприятия доброты, желания любить, помогать, быть сильным и нужным другим.

С музыкой Алмабека, как и с ним самим, я знакома давно. С Алмабеком мы учились на одном курсе в Алма-Атинской Государственной консерватории имени Курмангазы. Я помню его как очень скромного, весёлого, симпатичного, думающего, дружески настроенного к каждому, студента-товарища. Его жизненная искренность отношений, душевная открытость, сопереживание, безусловно, передавались и в его сочинениях. Балет-сказка «Алдар косе» не исключение. Музыка балета, искренняя и светлая, передаёт различные стороны жизни и поведения персонажей.

Уже первые звуки увертюры, небольшой и яркой, настраивают слушателей на живой, весёлый характер всего балета. Музыка как будто улыбается озорной, остроумной улыбкой, и ты улыбаешься вместе с ней.

Выходы главного героя, его музыкальную характеристику предваряют призывные звуки корная (медных инструментов). Острые синкопированные ритмы, перемены динамики, инструментальная перекличка, пиццикато струнных передают образ безбородого обманщика как молодого остроумного весельчака, который в любой ситуации выйдет «сухим» из воды, да ещё и останется с прибылью.

В трёхчастную форму портрета Алдара входит тема любви Айсулу и Илентая (II часть), как напоминание о помощи и сочувствии Алдара двум влюблённым.

В другом выходе-продолжении музыкальной характеристики главного персонажа в его искрящую весельем лёгкую, как бы подпрыгивающую, музыку врезаются острые, резкие звуковые сочетания медных духовых, изображающих важного, жадного, глупого бая.

Таким же характерным для изображения Алдара призывным вступлением медных духовых начинается и марш-шествие Алдара со своими друзьями. Эти фанфары и инструментальные переклички не один раз прозвучат в течение марша. Музыка этого марша напоминает о другом бойком и хитроумным мальчике-луковице: Чиполлино.

Адажио Илентая и Айсулу выдержано в лучших мировых музыкальных традициях. Мелодия распевная, широкая, наполненная высоким чувством всепоглощающей любви. Подражание звучанию сабызгы перекликается с наполненным пением виолончелей и скрипок. Музыка просветлённая, как и образ самих влюблённых. Нарастающее оркестровое крещендо рисует картину преисполненного чувства любви в душах молодых людей. Постепенно музыка возвращается к своему начальному звучанию: перекличке сабызгы и струнных, демонстрируя прекрасное владение Илентаем игрой на народном инструменте сабызгы.

Чудесная, проникнутая тонкой мелодической лирикой, тема прекрасной и нежной Айсулу звучит как выразительный контраст на фоне всех оркестровых фрагментов: и пейзажных, и массовых сцен, и, особенно, сатирических. Сон Айсулу – это ещё один фрагмент утверждения силы любви и преданности своему избраннику. Этот «сон» выполнен композитором в предельно нежных оркестровых тонах, прозрачных, воздушных. Каждая новая картина, новая ситуации, персонаж, действие, всё демонстрирует глубокое понимание и владение композитором оркестровой палитрой, подбором «правильных» тембровых сочетаний, вертикалей и горизонталей звучания, ритма, штрихов, динамики и так далее для выражения глубины содержания данного конкретного момента.

В отдельную группу можно объединить отрицательных персонажей, карикатурные образы которых озвучены необыкновенно ярко и предельно выразительно. Мулла – острая разнотембровая перекличка инструментов, резкие ритмы, ксилофон на фоне низкого звучания оркестра, частые пиццикато, протяжные, внезапно обрывающиеся, «вздохи» медных инструментов, неожиданные паузы... В результате – яркая музыкальная карикатура. Ухаживания бая за Айсулу. Неуклюжие мотивы-фразы-подпрыгивания, тяжелые медные, «взвизгивания» струнных и деревянных духовых, долгое перестукивание литавр, ломаные мелодические линии смычковых, колючие нагромождения аккордов в конце общего звучания. Таков инструментальный образ бая, глупого, жадного, желающего непременно исполнить своё неумеренное желание, стремящегося дополнить свои блага и выгоду. Один из ярких отрицательных персонажей – коварная колдунья Жезтырнак, проживающая в пещере у подножия великой горы Хан-Тенгри, 4-я картина II действие. Сказочное волшебство всегда усиливается присутствием не просто отрицательных персонажей, но персонажей таинственных, потусторонних, мистических, тёмных, таких как колдунья Жезтырнак. Картина обольщения Илентая, его противодействие, её нескончаемые чары, заклинания, а также выход-«выполз» нечисти, слуг колдуньи, просто великолепен и в плане музыкальном, и постановочном, и хореографическом.

Отдельного внимания заслуживают массовые сцены. Динамичные танцы, шалости детей, общий смех над глупым баем, ошибочно поцеловавшим Алдара вместо прекрасной Айсулу, танец Алдара и его друзей (I действие), сцена подготовки к свадьбе бая и Айсулу (5-я картина II действие), прощание с Алдаром, продолжающим своё шествие по казахским степям навстречу весёлым и удивительным приключениям (6-я картина II действие).

Интересной, на мой взгляд, выполненной задумкой явилось включение в массовые сцены балета учащихся Алматинского хореографического училища. Детское участие всегда украшает спектакль и добавляет в него особую трогательную нотку. Такое включение учащихся хореографического училища украсило спектакль, придало ему дополнительную яркость, молодцеватость. Балетный спектакль полон динамизма, насыщен яркими декорациями, костюмами, интересными световыми решениями, сочетает в себе современность и традиции.

Музыка балета, исполненная симфоническим оркестром Казахского национального театра оперы и балета, под руководством заслуженного деятеля Казахстана, главного дирижера Нуржана Байбусинова, яркая, выразительная, живая, никого не оставляет равнодушным. Оркестровка всего сочинения лёгкая, воздушная, с небольшими по продолжительности музыкальными фрагментами, не напрягает детского восприятия, что является очень важным для детского сценического искусства. Простота инструментального изложения музыкальной ткани балета характеризует композитора как мастера высокого класса, отлично владеющего техникой оркестровой изобразительности. Звучание каждого инструмента, как и всего оркестра, демонстрирует инструментальную точность в зарисовке данной конкретной ситуации, действия, массовых сцен, персонажей. А ведь именно это качество звукового письма является фундаментом любых музыкальных характеристик.

Оркестровка выверена, легка, не нагружена сложными инструментосочетаниями. Большое внимание в оркестровой палитре композитор уделяет духовым и ударной группам, звучание которых часто направлено на юмористическую и сатирическую характеристику персонажей.

Окончание балетного спектакля осветилось чувством сопричастности к чему-то большому и значимому. Премьеру балета-сказки «Алдар косе» я воспринимаю не просто как премьеру балета. Но, прежде всего, как светлую память о прекрасном человеке, композиторе, прожившем, к сожалению, весьма недолгую жизнь. 53 года это лишь мгновение в большой истории. Но эти годы достаточно ярко осветили многоплановый образ Алмабека как творческого человека, композитора, мужа, отца, товарища. Я уверена, что дальнейшая жизнь созданных Алмабеком музыкальных творений продолжится на долгие годы, не будет забыта текущим и будущими поколениями, останется в памяти как образец подлинного служения искусству и своему народу. А балет «Алдар косе» продолжит своё великолепное шествие на сценах казахстанских театров, будет истинным украшением балетного репертуара не только нашего, алматинского, театра, но и многих театров мира, а также станет визитной карточкой Казахстана наряду с оперой «Абай».

 

Музыковед Ионова Л.А.

обладатель медалей: «Лидер образования»,

«Лучший учитель в сфере образовании 2023»

2 декабря 2023