“Жумбак кыз” (“Девушка-загадка”)

27.10.2023

Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая представил первую премьеру 90-го сезона. В минувшие выходные на сцене исполнили возрожденную оперу Сыдыка Мухамеджанова «Жумбак кыз». Эпическая история, в основе которой лежит поэма Сакена Сейфуллина «Кокшетау», повествует о трогательной любви плененной красавицы Назик и батыра Адака. В разгар джунгарского нашествия на казахскую степь девушка становится заложницей. Десятки воздыхателей готовы бороться за ее сердце, но она ставит условие: только тот, кто разгадает загадку, станет ей мужем.

“Жумбак кыз” (“Девушка-загадка”) — история, разворачивающаяся в середине XVIII века во времена становления Казахского ханства во главе с Абылай ханом.

Впервые опера “Жумбак кыз” Сыдыка Мухамеджанова, открыв новую страницу в истории музыкальной культуры страны, была поставлена на сцене театра имени Абая в 1971-м. В основу либретто, написанного поэтом Софы Сматаевым, легла поэма Сакена Сейфуллина “Кокшетау”. В ней поэт воспел древние предания, уделив особое внимание посвященным загадочной скале Жумбактас и горе Окжетпес (с казахского — “которой не достигнет стрела”), что на Боровом.

При создании оперы ведущими мотивами авторы избрали лирико-эпическое сказание об истории любви Назик и Адака, развернувшейся в период кровавого джунгарского нашествия на казахские земли.

Первым постановщиком выступил один из основоположников театра Курманбек Джандарбеков, а художником — Гульфайрус Исмаилова. Ведущие партии пели легенды оперной сцены Рахима Жубатурова, Шора Умбеталиев, Нариман Каражигитов.

Тогда спектакль практически сразу же убрали с репертуара. Спустя полвека представители искусства добились фееричного возрождения произведения. “Жумбак кыз” Сыдыка Мухамеджанова 21-22 октября исполнили на сцене старейшего алматинского театра. Постановка стала первой премьерой юбилейного сезона КазНТОБ.

Режиссером-постановщиком выступил заслуженный деятель РК Асхат Маемиров, дирижером-постановщиком — заслуженный деятель РК Нуржан Байбусинов. За декорации отвечал заслуженный деятель РК Есенгельды Туяков. Хореографию поставили Алима Молдахметова и Руслан Кадыров. Обязанности главного хормейстера были на Алие Темирбековой. Художественным руководителем балетной труппы выступила народная артистка РК Гульжан Туткибаева.

Оригинальный вариант оперы пережил немало изменений. Сменилась сценография. Действо насытили батальными сценами и балетными номерами. В историю ввели новые драматические образы. Партитуру расширили и обогатили.

По словам дирижера-постановщика, заслуженного деятеля РК Нуржана Байбусинова, изначально опере не хватало ярких и отзывающихся у современного слушателя номеров. Потому творческая команда приняла решение обогатить ее и усилить, сделать мощнее, не растеряв при этом мелодичности и настроения подлинника.

Он добавляет: “Мы с командой пришли к мнению, что в “Жумбак кыз” нужно использовать музыку только Сыдыка Мухамеджанова. Конечно, опера несколько изменилась, но, на мой взгляд, она стала современной и масштабной. В этой музыке много моментов, написанных именно о красотах Казахстана. В каждой мелодии прослушиваются наши замечательные горы, поля и реки”.

Музыку композитора Нуржан Байбусинов характеризует так: “У Сыдыка Мухамеджанова произведений очень и очень много. Я сам впервые столкнулся с его творчеством и был глубоко поражен его глубиной, профессионализмом. Еще в те годы он писал так масштабно, абсолютно разносторонне. Он писал и для симфонического оркестра, и для народных инструментов, и для вокала, и для хора. Наши вокалисты говорят, что он очень мелодичный композитор, что он писал комфортно для вокала. Это на самом деле многого стоит. Таких композиторов очень мало. Один из таких, к примеру, Джакомо Пуччини. Я могу сравнить Сыдыка Мухамеджанова именно с ним”.

Впрочем, ведущие партии “Жумбак кыз” при всей плавности музыки отличают невероятные мощность и замысловатость. Исполнительнице роли Назик доверена ария, в которой героиня как раз и излагает загадку для своих воздыхателей. Монолог длится более десяти минут, и эта женская партия по праву считается одной из самых сложных в казахской опере.

Вооружившись традиционными и ультрасовременными художественными приемами, команда настолько мастерски манипулирует пространством, что в какой-то момент создает вторую реальность — мир потусторонний, существующий в противовес реальному.

Художник-постановщик, заслуженный деятель РК Есенгельды Туяков, также принявший участие в пресс-конференции, признался: “Для меня очень волнительно то, что мне доверили такую большую оперу. Существует устойчивое мнение, что в Казахстане нет художника, который мог бы поставить оперу. Это или итальянцы, или россияне. Поэтому для меня было принципиально сделать все, чтобы создать красивую сценографию. Как слушают музыку, так и в живописи художник чувствует особые тональности. Я включил в работу все, что мог. Включил, как говорят на казахском, “намыс” (можно перевести как “честь”, “достоинство”. — Прим. автора), работал над эскизами день и ночь. Я сказал себе, что если этого не сделаю, то вся моя жизнь ничего не стоит”.

Фото Талгата Галимова

Источник np.kz