АИДА
Либретто Антонио Гисланцони по сценарию египтолога Франсуа Огюста Фердинана Мариетта
написана по заказу египетского хедива Исмаила-паши для Каирского оперного театра
"АИДА"
Опера в 4-х действиях
Спектакль идет с тремя антрактами.
Продолжительность: 3 часа 30 минут
Возрастная категория: 10+
Опера исполняется на итальянском языке, в сопровождении синхронных титров на казахском и русском языках
Действующие лица:
Фараон, египетский царь (бас)
Рамфис, верховный жрец (бас)
Радамес, молодой начальник дворцовой стражи (тенор)
Амне́рис, дочь фараона (меццо-сопрано)
Аида, эфиопская рабыня (сопрано)
Амона́сро, эфиопский царь, отец Аиды (баритон)
Гонец (тенор)
Жрица (сопрано)
Жрецы, жрицы, придворные, солдаты, слуги, рабы и пленные эфиопы, египетский народ
Симфонический оркестр, хор и балет Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая
Постановочная команда:
Дирижер – постановщик - Ерболат Ахмедьяров, заслуженный деятель РК, главный дирижер КазНТОБ им.Абая
Режиссер постановщик - Ляйлим Имангазина, заслуженный деятель РК
Художник – постановщик – Вячеслав Окунев, народный художник РФ, лауреат Государственных премий (г. Санкт-Петербург)
Художник-мультимедиа - Виктория Злотникова (Россия)
Хореограф - Минтай Тлеубаев, заслуженный артист Казахской ССР
Главный хормейстер - Алия Темирбекова
Художественный руководитель балетной труппы – Гульжан Туткибаева, народная артистка РК
История
Джузеппе Верди величайший из композиторов. Удивительное провидение выбрало его, стать символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем сегодня.
Его произведения, ставшие вершиной не только итальянской, но и всей мировой оперы, дышат искренностью и вдохновением, они вошли в сокровищницу мирового оперного искусства. Спустя столетия, именно оперы Верди, являются самыми популярными и наиболее исполняемыми на сценах лучших музыкальных театров.
Композитором были созданы двадцать шесть опер и один реквием. Лучшими произведениями являются «Бал-маскарад», «Трубадур», «Риголетто» и «Травиата». Однако, по мнению критиков и знатоков, вершина творчества Верди — это его последние оперы «Отелло», «Аида» и «Фальстаф». Оперу «Аида» можно по праву назвать одной из лучших в истории музыки. Все в ней прекрасно: колоритная музыка, яркие образы и необычный сюжет, основанный на реальных исторических событиях, что придает ему особую остроту. Создание «Аиды» связано с предложением со стороны египетского правительства написать оперу для нового оперного театра в Каире в ознаменование открытия Суэцкого канала. Автором сценария был известный египтолог Франсуа Огюст Фердинанд Мариетт, взявший за основу сюжета легенду, которую прочёл, расшифровав древний папирус, найденный в одной из гробниц. Она рассказывала о длительной борьбе фараонов против Нубии (Эфиопии). Друг Мариетта Камилл дю Локль написал прозаичное изложение сюжета, а поэт Антонио Гисланцони –итальянское либретто в стихах. Верди активно участвовал в создании либретто, сам дал предельно детальные предписания касательно поворотов сюжета и даже написал некоторые стихотворные строки. Именно он привнес тему верности родине и конфликт между долгом и чувством (Радамес, Аида), так же как и идею осуждения завоевательных войн и вражды между народами.
Работа над оперой продолжалась два года. Что касается музыки, то она была написана за четыре месяца.
Премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире.
С тех пор бессмертное творение Верди украшает репертуар всех ведущих оперных театров мира, вызывая неизменный восторг публики.
На сцене Казахского национального театра оперы и балета имени Абая опера «Аида» была представлена в постановке заслуженного деятеля искусств РСФСР Бориса Рябикина (1970 г.) и народного артиста Узбекистана и Азербайджана Фирудина Сафарова (2001 г.). Сценография заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, народного художника Казахстана Гульфайрус Исмаиловой.