АБАЙ (историческая постановка)

Ахмет Жубанов, Латиф Хамиди

"АБАЙ"

Либретто Мухтара Ауезова

 

Опера в 3-х действиях

Спектакль идет с двумя антрактами.

Продолжительность: 2 часа 40 минут

Возрастная категория: 10+

Опера исполняется на казахском языке, в сопровождении синхронных титров на русском и английском языках

 

 

Действующие лица:

Абай, акын, просветитель (баритон)

Ажар, влюбленная Айдара (сопрано)

Айдар, акын, ученик Абая (тенор)

Жиренше, бий (баритон)

Азим, родственник и ученик Абая (тенор)

Карлыгаш, родственница Абая (меццо-сопрано)

Кокбай, поэт, молодой друг Абая (баритон)

Сырттан, верховный би, аксакал-почтенный старец (бас)

Нарымбет, родственник Жиренше (тенор)

Мес, джигит из свиты Нарымбета (тенор)

 

Джигиты, старики, женщины, народ

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского национального театра оперы и балета имени Абая

 

Постановка в редакции Народных артистов КазССР, лауреатов Сталинской премиивторой степени: Курманбека Джандарбекова и Байгали Досымжанова

 

Постановочная команда:

Режиссер возобновленного спектакля - Ляйлим Имангазина, Заслуженный деятель РК

Художник по костюмам идекорациям - Кулахмет Ходжиков, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР

Хормейстер - Алия Темирбекова

Балетмейстеры – постановщики – Даурен Абиров, народный артист Казахской ССР, Минтай Тлеубаев, заслуженный деятель искусств Казахской ССР

История

премьера спектакля прошла зимой 1944 года

 

   Опера «Абай» - одно лучших достижений оперного искусства Казахстана, величайшее музыкально-сценическое творение трех основоположников казахской современной культуры - композиторов А. Жубанова, Л. Хамиди, писателя М. Ауэзова, до сих пор представляется неким итогом восхождения к высотам оперного совершенства в классическом мировом его понимании.

   Либретто к опере, на основе своего романа «Путь Абая», написал Мухтар Ауэзов. Герой романа известный казахский просветитель, философ, поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой – Абай Кунанбаев (1845-1904).

   Авторами музыки выступили выдающийся музыковед, дирижер, один из основателей музыкального образования Казахстана Ахмет Жубанов и композитор, автор множества песен романсов и вальсов Латиф Хамиди

 

   Отправной точкой в создании оперы стала музыка Ахмета Жубанова к одноименному драматическому спектаклю Мухтара Ауэзова. Еще в 1940 году Ахмет Куанович обратился к автору пьесы с просьбой написать либретто к опере, взяв за основу тот же сюжет, что и в развернутом драматическом спектакле, однако сделав текст более концентрированным и кратким.

   Опера «Абай» - это история романтичной и трагической любви двух молодых людей - Айдара и Ажар, вечной борьбы консерватизма и реформаторства, в призме которой преломляются светлые и темные стороны людей. Против устаревших законов в опере выступает Абай и его ученик Айдар. Опера «Абай» стала музыкально-сценическим воплощением идеи торжества любви и свободы. Образ Абая, подобно героям-оракулам греческой трагедии, воспринимается как этическая совесть народа. Между истиной и ложью, справедливостью и коварством, добротой и завистью, верностью и предательством, чувством и долгом все герои делают выбор. Образ Абая последовательно делается все более объем­ным и к финалу воспринимается уже как идеал человека, несмотря на жизненные противоречия и трагедии стремящегося быть свободным хотя бы в выборе личной жизни, в любви и самовыражении.

   Прекрасная музыка двух композиторов, все же в силу недостаточного профессионализма и просто слухового опыта в оперной культуре, не позволила авторам полностью решить драматургические задачи и придать музыке действенный характер. Не достаточно полно была использована ими оркестровая палитра в симфонизации музыкального материала. Однако, все это не мешает слушателям полностью погрузиться в разные эмоции и чувства героев - любовь, тревога, радость, горечь утраты и мотивы надежды. В музыке оперы композиторы использовали известные песни Абая: «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горные вершины»), «Қай талқы» («Разговор»), «Айттым сәлем Қаламқас» («Шлю привет тебе, тонкобровая…»), «Ұзын қайың» («Берёзка»). Мелодичность музыкального решения, близкая связь с народным песенным наследием обеспечили произведению успех.

   Впоследствии музыкальный материал оперы претерпел редакцию дочери одного из авторов оперы. Композитор Газиза Жубанова видела возможности дальнейшей сценической жизни оперы не только в сценическом решении спектакля, но и в самом музыкальном материале, поэтому внесла некоторые изменения в авторской партитуре в рамках оркестровки.

   Опера «Абай» была первым опытом казахских композиторов, а в казахской музыке – всего лишь десятой, тогда как западноевропейская оперная культура имеет трехвековую историю.

   Премьера оперы «Абай» состоялась 24 декабря 1944 года на сцене Казахского академического театра оперы и балета, в канун 100-летия со дня рождения великого просветителя Абая.

 

   Опера «Абай», созданная творческим союзом композиторов Ахмеда Жубанова и Латыфа Хамиди на либретто Мухтара Ауэзова ежегодно открывает театральный сезон КГАТОБ им. Абая. Премьера оперы состоялась 24 декабря 1944 года на сцене Казахского академического театра оперы и балета накануне 100-летия со дня рождения великого поэта. Огромный успех оперы на родине продолжился триумфальным шествием по культурным столицам мира.

   Первым режиссером спектакля выступил Курманбек Жандарбеков, художником-декоратором - Кулахмет Ходжиков, дирижером был - Леонид Шаргородский. Первым исполнителем главной роли стал выдающийся оперный баритон народный артист СССР Ришат Абдуллин (1916-1988). У него в карьере будет еще много ярких образов, включая Онегина в опере «Евгений Онегин», Таргына в «Ер-Таргын» и Кожагула в «Биржан и Сара», однако именно партию Абая он будет исполнять дольше всего, вплоть до середины 80-х годов. Позже образ главного героя оперы воплощали Ермек Серкебаев и Гафиз Есимов. Куляш Байсеитова, Шабал Бейсекова и Роза Жаманова были неподражаемы в партии Ажар. Ануарбек Умбетбаев, Байгали Досымжанов, Нариман Каражигитов и Алибек Днишев не раз воплощали на сцене образ влюбленного Айдара.

 

Статьи в СМИ:

Театр оперы и балета им. Абая представил оригинальную версию оперы «Абай» 1944 года (inbusiness.kz, 25.12.2019)