АБАЙ (историческая постановка)

Ахмет Жубанов, Латиф Хамиди
"АБАЙ"
Либретто Мухтара Ауезова
Опера в 3-х действиях
Спектакль идет с двумя антрактами.
Продолжительность: 2 часа 40 минут
Возрастная категория: 10+
Опера исполняется на казахском языке, в сопровождении синхронных титров на русском и английском языках
Действующие лица:
Абай, акын, просветитель (баритон)
Ажар, влюбленная Айдара (сопрано)
Айдар, акын, ученик Абая (тенор)
Жиренше, бий (баритон)
Азим, родственник и ученик Абая (тенор)
Карлыгаш, родственница Абая (меццо-сопрано)
Кокбай, поэт, молодой друг Абая (баритон)
Сырттан, верховный би, аксакал-почтенный старец (бас)
Нарымбет, родственник Жиренше (тенор)
Мес, джигит из свиты Нарымбета (тенор)
Джигиты, старики, женщины, народ
Симфонический оркестр, хор и балет Казахского национального театра оперы и балета имени Абая
Постановка в редакции Народных артистов КазССР, лауреатов Сталинской премиивторой степени: Курманбека Джандарбекова и Байгали Досымжанова
Постановочная команда:
Режиссер возобновленного спектакля - Ляйлим Имангазина, Заслуженный деятель РК
Художник по костюмам идекорациям - Кулахмет Ходжиков, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР
Хормейстер - Алия Темирбекова
Балетмейстеры – постановщики – Даурен Абиров, народный артист Казахской ССР, Минтай Тлеубаев, заслуженный деятель искусств Казахской ССР
История
премьера спектакля прошла зимой 1944 года
Опера «Абай» - одно лучших достижений оперного искусства Казахстана, величайшее музыкально-сценическое творение трех основоположников казахской современной культуры - композиторов А. Жубанова, Л. Хамиди, писателя М. Ауэзова, до сих пор представляется неким итогом восхождения к высотам оперного совершенства в классическом мировом его понимании.
Либретто к опере, на основе своего романа «Путь Абая», написал Мухтар Ауэзов. Герой романа известный казахский просветитель, философ, поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой – Абай Кунанбаев (1845-1904).
Авторами музыки выступили выдающийся музыковед, дирижер, один из основателей музыкального образования Казахстана Ахмет Жубанов и композитор, автор множества песен романсов и вальсов Латиф Хамиди
Отправной точкой в создании оперы стала музыка Ахмета Жубанова к одноименному драматическому спектаклю Мухтара Ауэзова. Еще в 1940 году Ахмет Куанович обратился к автору пьесы с просьбой написать либретто к опере, взяв за основу тот же сюжет, что и в развернутом драматическом спектакле, однако сделав текст более концентрированным и кратким.
Опера «Абай» - это история романтичной и трагической любви двух молодых людей - Айдара и Ажар, вечной борьбы консерватизма и реформаторства, в призме которой преломляются светлые и темные стороны людей. Против устаревших законов в опере выступает Абай и его ученик Айдар. Опера «Абай» стала музыкально-сценическим воплощением идеи торжества любви и свободы. Образ Абая, подобно героям-оракулам греческой трагедии, воспринимается как этическая совесть народа. Между истиной и ложью, справедливостью и коварством, добротой и завистью, верностью и предательством, чувством и долгом все герои делают выбор. Образ Абая последовательно делается все более объемным и к финалу воспринимается уже как идеал человека, несмотря на жизненные противоречия и трагедии стремящегося быть свободным хотя бы в выборе личной жизни, в любви и самовыражении.
Прекрасная музыка двух композиторов, все же в силу недостаточного профессионализма и просто слухового опыта в оперной культуре, не позволила авторам полностью решить драматургические задачи и придать музыке действенный характер. Не достаточно полно была использована ими оркестровая палитра в симфонизации музыкального материала. Однако, все это не мешает слушателям полностью погрузиться в разные эмоции и чувства героев - любовь, тревога, радость, горечь утраты и мотивы надежды. В музыке оперы композиторы использовали известные песни Абая: «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горные вершины»), «Қай талқы» («Разговор»), «Айттым сәлем Қаламқас» («Шлю привет тебе, тонкобровая…»), «Ұзын қайың» («Берёзка»). Мелодичность музыкального решения, близкая связь с народным песенным наследием обеспечили произведению успех.
Впоследствии музыкальный материал оперы претерпел редакцию дочери одного из авторов оперы. Композитор Газиза Жубанова видела возможности дальнейшей сценической жизни оперы не только в сценическом решении спектакля, но и в самом музыкальном материале, поэтому внесла некоторые изменения в авторской партитуре в рамках оркестровки.
Опера «Абай» была первым опытом казахских композиторов, а в казахской музыке – всего лишь десятой, тогда как западноевропейская оперная культура имеет трехвековую историю.
Премьера оперы «Абай» состоялась 24 декабря 1944 года на сцене Казахского академического театра оперы и балета, в канун 100-летия со дня рождения великого просветителя Абая.
Опера «Абай», созданная творческим союзом композиторов Ахмеда Жубанова и Латыфа Хамиди на либретто Мухтара Ауэзова ежегодно открывает театральный сезон КГАТОБ им. Абая. Премьера оперы состоялась 24 декабря 1944 года на сцене Казахского академического театра оперы и балета накануне 100-летия со дня рождения великого поэта. Огромный успех оперы на родине продолжился триумфальным шествием по культурным столицам мира.
Первым режиссером спектакля выступил Курманбек Жандарбеков, художником-декоратором - Кулахмет Ходжиков, дирижером был - Леонид Шаргородский. Первым исполнителем главной роли стал выдающийся оперный баритон народный артист СССР Ришат Абдуллин (1916-1988). У него в карьере будет еще много ярких образов, включая Онегина в опере «Евгений Онегин», Таргына в «Ер-Таргын» и Кожагула в «Биржан и Сара», однако именно партию Абая он будет исполнять дольше всего, вплоть до середины 80-х годов. Позже образ главного героя оперы воплощали Ермек Серкебаев и Гафиз Есимов. Куляш Байсеитова, Шабал Бейсекова и Роза Жаманова были неподражаемы в партии Ажар. Ануарбек Умбетбаев, Байгали Досымжанов, Нариман Каражигитов и Алибек Днишев не раз воплощали на сцене образ влюбленного Айдара.
Статьи в СМИ: