ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Петр Ильич Чайковский

Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова

Либретто Владимира Петровича Бегичева и Василия Федоровича Гельцера

обновленная постановка КГАТОБ им.Абая в редакции – Народной артистки РК – Гульжан Туткибаевой

 

"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО"

 

Балет в 2-х действиях

Спектакль идет с одним антрактом.

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Возрастная категория: 7+

 

 

 

Действующие лица:

Одетта, королева лебедей

Одиллия, двойник Одетты

Принц Зигфрид

Ротбарт, злой гений

Шут

Неаполитанская невеста

Венгерская невеста

Польская невеста

Русская невеста

Па-де-труа

 

Друзья принца, придворные кавалеры, дамы и пожи в свите принцессы, лакеи, поселяне, поселянки, слуги, лебеди и лебедята

 

Симфонический оркестр и балет Казахского Национального театра оперы и балета имени Абая

 

Постановочная команда:

Хореограф-постановщик

Гульжан Туткибаева, Народная артистка РК

Музыкальный руководитель

Аскар Бурибаев, Заслуженный деятель РК

Сценограф и художник по костюмам

Вячеслав Окунев, Народный художник РФ, лауреат государственных премий РФ и РК

Художник по свету

- Юлия Каракаева

История

премьера обновленной постановки прошла 5 ноября 2016 года

 

 

"Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя,

из борьбы добра со злом, из света и тени, словом - из разнообразия в единстве"

Пётр Ильич Чайковский

 

“Лебединое озеро”- первый балет П.И. Чайковского, премьера которого состоялась в марте 1877 года на сцене Большого театра в Москве. Сюжет балета построен на фольклорных мотивах, в основе создания лежит старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна, рыцаря Ротбарта.

В "Лебедином озере" Чайковский осуществил коренную реформу балетного спектакля, заключавшуюся прежде всего в изменении роли музыки. У Чайковского музыка стала основным компонентом, определяющим весь спектакль. Вместо разрозненных танцевальных номеров композитор создал поэтичное и целостное произведение, подчиненное главной идее лирического сюжета.

Простая и непритязательная сказка немецкого писателя XVIII века И. К. А. Музеуса "Пруд лебедей" о девушке-лебеде, положенная в основу "Лебединого озера", была им превращена в волнующую лирическую поэму верной любви, торжествующей над злом и коварством. В балете показаны два мира — реальный и фантастический, между которыми, однако, нет непереходимой грани.

Королева лебедей Одетта, заколдованная злым волшебником, томится в неволе и жаждет человеческого тепла и любви, но только по ночам ей дозволено принимать свой настоящий облик юной красавицы. Увидев ее однажды, принц Зигфрид влюбляется в нее, но невольно нарушает клятву верности. Одетта должна погибнуть, а Зигфрид бросается в пучину разбушевавшихся вод, чтобы умереть вместе с ней.

 

Первая постановка 1877 года, подготовленная московским балетмейстером Рейзингером, имела плохую прессу и фактически провалилась. Второе рождение балета произошло в 1895 году в Петербурге. О партитуре вспомнили, желая почтить память умершего Чайковского. На этот раз музыка попала в талантливые руки выдающихся балетмейстеров Императорских театров Мариус Петипа и Льва Иванова. Петипа и Иванов значительно поработали над либретто, придав ему логику и стройность и вошедшие в историю прежде всего благодаря постановке эталонных "лебединых" сцен. А весь балет (первый и третий акты в постановке Петипа, второй и четвертый — Иванова) был показан год спустя, в 1895 году. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета. Иванов, обладая редкой музыкальностью, поставил знаменитые "лебединые" сцены на озере — «симфонические» картины сражения с судьбой, в образах, полных зачарованной красоты и элегической прелести. Хореограф придал сценическим лебедям облик, близкий к современному — без бутафорских крыльев с наклеенными перьями. Взамен этого он ввел «танцы рук». В балете появились дуэт Одетты и Зигфрида, знаменитый Танец маленьких лебедей. Спектакль, основанный на теме лебедей-двойников, вечном конфликте неискушенности с коварством и пробе души на верность, раскрывает невиданные ранее в балете психологические глубины души.

 

В театре оперы и балета им. Абая балет ”Лебединое озеро” П.И. Чайковского идет не один десяток лет и пользуются огромным успехом у публики. Балет был поставлен в 1938 году одним из основоположников казахстанской балетной школы Александром Артемьевичем Александровым. Затем были редакции Юрия Павловича Ковалева и Татьяны Конюс. Многие годы шла постановка Владимира Ивановича Бурцева. С ноября 2016 года открылась новая страница спектакля под редакцией Народной артистки РК Гульжан Туткибаевой, музыкальным руководителем выступил Заслуженный деятель РК Аскар Бурибаев, сценография и костюмы была создана Народным художником России, лауреатом Государственных премий России и Казахстана Вячеславом Окуневым.