Любовь сильнее смерти

26.05.2023

Знаковым событием для Алматиной публики стала долгожданная премьера. На сцене КазНТОБ им. Абая зрители увидели балет Адана «Жизель» в новой версии. Обновленный показ состоялся в конце прошлой недели, представляли который заслуженный артист РСФСР, балетмейстер-постановщик Юрий Васюченко, художник - постановщик Вячеслав Окунев, дирижер Ерболат Ахмедьяров и Художественный руководитель балетной труппы Гульжан Туткибаева.

 

Балет «Жизель» появился в 1841 году и стал одним из великих творений всего мирового балетного наследия, созданный по мотивам старинной легенды, пересказанной Генрихом Гейне, при участии двух хореографов — Жана Коралли и Жюля Перро. В 1943-м году на сцене нашего театра в роли Жизель танцевала когда-то, в суровые эвакуационно-военные годы сама Галина Уланова (1910-1998).

 

«Галина Сергеевна с большой любовью и благодарностью всегда вспоминала о Казахстане, о людях, о докторах, которые спасали её от тифа в годы Великой Отечественной войны, когда она жила в эвакуации в Алма-Ате» Рассказывает балетмейстер-постановщик Юрий Васюченко, долгие годы работавший с Галиной Улановой

 

Он так же вспоминал, что в силу разных причин и обстоятельств жил в Алма-Ате с 1976-го года, а в 1977 году у него в Алма-Ате родился сын, и что очень много добрых и теплых воспоминаний связано у него с нашим городом. Рассказывая о балете «Жизель» Юрий Валентинович так же упомянул, что мелочей в искусстве не бывает, вспомнив, что в 1978 году с легкой руки основоположника казахстанской балетной школы Александра Селезнева произошла реновация балета. В постановке А. Селезнева «Жизель» на нашей сцене просуществовала ещё 45 лет. И теперь, зрители увидели, как два акта разделяют не только деяние, но и два мира — живых и умерших. Если первый акт более реалистичный, не удивительно, что второй акт оказался ещё более мистичнее прежнего, когда техническое оснащение, спецэффекты превосходит все ожидания. Дух захватывает и масштаб удивительных декораций, над созданиями которых трудились мастера театрального цеха, под руководством художника-постановщика Вячеслава Окунева. Пожелтевшие листья, виноградники, сбор урожая, все природные эскизы выглядят вполне естественно.

 

«Довольно кропотливый труд, когда каждый листик на деревьях практически вырезался вручную, нашивался на сетку» Пояснял тонкости в оформлении декораций Вячеслава Окунев

 

Художнику удалось передать со сцены всю красоту осенней природы, когда крестьяне начинают праздновать День урожая.

 

Спектакль ведь совсем не о том, как жестокий граф обманул крестьянскую девушку. Такой сюжет мы встречали и в повести Джона Голсуорси «Цвет яблони и золото весны». Если бы всё было так просто, «Жизель» не прожила бы столь долгую сценическую жизнь - 182 года! В сцене, где граф Альберт с цветами у могилы Жизель молит о прощении, полна невероятного трагизма и печали. Артисты вложили в спектакль весь свой эмоциональный диапазон. В каждой роли невероятная гамма эмоций. Именно этого добывались от артистов художественный руководитель балетной труппы Гульжан Туткибаева, балетмейстер-постановщик Юрий Васюченко и педагог-репетитор Галина Шляпина.

 

Танец со смыслом разлуки в виде смерти, и любовь, которая не умирает, а имеет продолжение, причём в ночное время в музыке луны и тайны, в потустороннем мире. Дуэтные поддержки были выполнены с особой виртуозностью. Второе отделение до краев наполнено мистикой. История любви, большой и светлой, контраст мистики и реальности, света и тени, в переплетении с чувствами и эмоциями заставляет зрителя сопереживать всему происходящему на сцене, где и происходит спасение через прощение. Новая версия балета ещё более проникновенно вскрывает тонкие грани двух миров и заставляет задуматься о вечном. Жизель в свою очередь, не столько умирает, а как бы растворяется в великолепии самой природы, а вокруг неё танцует весь мир. И что скрывается за гранью таинства?..Дирижеру Ерболату Ахмедьярову удалось все чувства героев передать в великолепной музыке. По его словам, задача его состояла в том, чтобы максимально восстановить изначально-оригинальное звучание оркестра.

 

И чего только нет в этом спектакле: и выдумка, и поэзия, и музыка… «…И божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь…».

 

Автор и фото: Айгуль Бейсенова

 

Источник: DKNews