В КазНТОБ им. Абая отметили 100-летие со дня рождения первого казахского профессионального артиста балета Даурена Абирова

11.02.2023

Его имя навсегда останется в памяти будущих поколений артистов балета и почит

Его имя навсегда останется в памяти будущих поколений артистов балета и почитателей его незаурядного таланта.

В Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая состоялся показ балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан», посвященный 100-летию основоположника казахского народно-сценического танца, народного артиста КазССР, профессора Даурена Абирова, который стоял у истоков отечественного хореографического искусства.

Родился он 6 ноября 1923 года в ауле Каракемер Жамбылской области, рано остался круглым сиротой и в 1934 году попал в Алма-Атинский детдом № 13, на базе которого была открыта первая в Казахстане балетная школа. Его учителями стали Александр Александров, Леонид Молодяшин, Александр Селезнев.

«В 1941 году Даурен Абиров окончил Алматинское хореографическое училище, а затем попал на фронт в войсковой ансамбль танца, – рассказала зрителям в начале вечера художественный руководитель балетной труппы КазНТОБ имени Абая Гульжан Туткибаева. – Пройдя через все тяготы Великой Отечественной войны, вернувшись в наш театр, Даурен Тастанбекович поступил на балетмейстерский факультет в ГИТИС к профессору Ростиславу Захарову. Его первыми дипломными работами стали балет «Юность» и уже тогда – казахский танец. Став балетмейстером в нашем театре, Даурен Абиров поставил балет «Шурале» на музыку Яруллина, который был ярким, красочным, очень любимым в то время зрителем. В партии Шурале блистал Заурбек Райбаев. В своей балетмейстерской деятельности Даурен Абиров осуществил ряд постановок, среди которых были замечательные танцы в операх «Кыз Жибек», «Биржан и Сара», собственная редакция балета «Камбар и Назым», балеты «Легенда о любви», «Акканат», «Баян Сулу и Козы Корпеш». Также хочется вспомнить, что им был поставлен балет на музыку Зацепина «Старик Хоттабыч», который очень полюбился нашему зрителю».

Гульжан Туткибаева отметила, что в 1958 году на сцене ГАТОБ имени Абая был поставлен балет «Бахчисарайский фонтан» в хореографии Ростислава Захарова, педагога, наставника Даурена Тастанбековича. Именно по инициативе Даурена Абирова была осуществлена эта постановка на нашей сцене.

«Первыми исполнителями были Сара Кушербаева, Инесса Манская, Ануарбек Джалилов, Заурбек Райбаев, Абдуахим Асылмуратов, все они для нас уже легендарные исторические личности, – сказала Гульжан Усамбековна. – Хочется сказать, что в 1986 году Алматинское хореографическое училище получило имя Александра Селезнева, и это полностью заслуга Даурена Абирова. Он вел активную деятельность по пропаганде и развитию казахского танца и всю свою жизнь посвятил его созданию и процветанию. Тому свидетельство его потрясающие танцы – «Алтынай», «?оштасу», «Балбырауын», которые в наше время стали хрестоматийными. Даурен Тастанбекович ратовал, чтобы во всех педагогических вузах открывались кафедры хореографии, и не только для того, чтобы развивался казахский танец, но и чтобы у нашего зрителя появился вкус и не угасала любовь к балетному искусству. Думаю, что Даурену Тастанбековичу это удалось сполна, потому что наше балетное искусство очень востребовано и любимо, наш казахский танец успешно развивается. Имя Даурена Абирова навсегда останется в памяти будущих поколений артистов балета и почитателей его незаурядного таланта. Еще мне хочется сказать огромное спасибо всем мэтрам казахстанского балетного искусства».

Гульжан Туткибаева сказала, что в зале сидят корифеи, которые многие годы бок о бок работали с Дауреном Абировым, а также его сын и дочь, и пожелала всем здоровья и счастливого долголетия, а затем объявила, что зрителям будет показан балет «Бахчисарайский фонтан», с которым связано имя Даурена Абирова.

Кстати, он танцевал партию Нурали еще в первой постановке «Бахчисарайского фонтана», которую осуществили в 1942 году в хореографии Ростислава Захарова на сцене алматинского театра оперы и балета дирижер Федор Кузьмич, балетмейстер Юрий Ковалев и художник Анатолий Ненашев. Юрий Ковалев сам танцевал на премьере партию Вацлава. Другие главные партии исполнили Наталья Викентьева (Мария), Нурсулу Тапалова (Зарема), Алмас Бекбасынов (Нурали). В 1942 и 1943 годах партию Марии танцевала Галина Уланова.

Балет возобновлялся в 1958, 1981 и 2017 годах. В 1958 году, как уже упоминалось, спектакль поставил сам автор хореографии Ростислав Захаров. В 1981 году «Бахчисарайский фонтан» поставили балетмейстер Ярослав Сех, художники Гульфайрус Исмаилова и Анатолий Ненашев. Спектакль шел на сцене ГАТОБ имени Абая много лет, причем в партии Заремы блистала Гульжан Туткибаева.

В 2017 году главный балетмейстер театра народная артистка Казахстана Гульжан Туткибаева и народный художник России Вячеслав Окунев обновили балет «Бахчисарайский фонтан» в хореографии Ростислава Захарова. Благодаря новой сценографии спектакль обрел свежее дыхание и заиграл яркими красками.

На вечере, посвященном столетию Даурена Абирова, главные партии танцевали Айман Егисбаева (Мария), Рустем Имангалиев (Вацлав), Амир Жексенбек (Гирей), Малика Ельчибаева (Зарема), Архат Аширбек (Нурали), Улан Баденов (князь Адам), достойно держа заданную предшественниками высокую планку.

Статья опубликована в № 21 от 11.02.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Фонтанирующий талант».

 

Автор: Индира САТБАЕВА

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

 

Источник: vecher.kz

ателей его незаурядного таланта.

В Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая состоялся показ балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан», посвященный 100-летию основоположника казахского народно-сценического танца, народного артиста КазССР, профессора Даурена Абирова, который стоял у истоков отечественного хореографического искусства.

Родился он 6 ноября 1923 года в ауле Каракемер Жамбылской области, рано остался круглым сиротой и в 1934 году попал в Алма-Атинский детдом № 13, на базе которого была открыта первая в Казахстане балетная школа. Его учителями стали Александр Александров, Леонид Молодяшин, Александр Селезнев.

«В 1941 году Даурен Абиров окончил Алматинское хореографическое училище, а затем попал на фронт в войсковой ансамбль танца, – рассказала зрителям в начале вечера художественный руководитель балетной труппы КазНТОБ имени Абая Гульжан Туткибаева. – Пройдя через все тяготы Великой Отечественной войны, вернувшись в наш театр, Даурен Тастанбекович поступил на балетмейстерский факультет в ГИТИС к профессору Ростиславу Захарову. Его первыми дипломными работами стали балет «Юность» и уже тогда – казахский танец. Став балетмейстером в нашем театре, Даурен Абиров поставил балет «Шурале» на музыку Яруллина, который был ярким, красочным, очень любимым в то время зрителем. В партии Шурале блистал Заурбек Райбаев. В своей балетмейстерской деятельности Даурен Абиров осуществил ряд постановок, среди которых были замечательные танцы в операх «Кыз Жибек», «Биржан и Сара», собственная редакция балета «Камбар и Назым», балеты «Легенда о любви», «Акканат», «Баян Сулу и Козы Корпеш». Также хочется вспомнить, что им был поставлен балет на музыку Зацепина «Старик Хоттабыч», который очень полюбился нашему зрителю».

Гульжан Туткибаева отметила, что в 1958 году на сцене ГАТОБ имени Абая был поставлен балет «Бахчисарайский фонтан» в хореографии Ростислава Захарова, педагога, наставника Даурена Тастанбековича. Именно по инициативе Даурена Абирова была осуществлена эта постановка на нашей сцене.

«Первыми исполнителями были Сара Кушербаева, Инесса Манская, Ануарбек Джалилов, Заурбек Райбаев, Абдуахим Асылмуратов, все они для нас уже легендарные исторические личности, – сказала Гульжан Усамбековна. – Хочется сказать, что в 1986 году Алматинское хореографическое училище получило имя Александра Селезнева, и это полностью заслуга Даурена Абирова. Он вел активную деятельность по пропаганде и развитию казахского танца и всю свою жизнь посвятил его созданию и процветанию. Тому свидетельство его потрясающие танцы – «Алтынай», «?оштасу», «Балбырауын», которые в наше время стали хрестоматийными. Даурен Тастанбекович ратовал, чтобы во всех педагогических вузах открывались кафедры хореографии, и не только для того, чтобы развивался казахский танец, но и чтобы у нашего зрителя появился вкус и не угасала любовь к балетному искусству. Думаю, что Даурену Тастанбековичу это удалось сполна, потому что наше балетное искусство очень востребовано и любимо, наш казахский танец успешно развивается. Имя Даурена Абирова навсегда останется в памяти будущих поколений артистов балета и почитателей его незаурядного таланта. Еще мне хочется сказать огромное спасибо всем мэтрам казахстанского балетного искусства».

Гульжан Туткибаева сказала, что в зале сидят корифеи, которые многие годы бок о бок работали с Дауреном Абировым, а также его сын и дочь, и пожелала всем здоровья и счастливого долголетия, а затем объявила, что зрителям будет показан балет «Бахчисарайский фонтан», с которым связано имя Даурена Абирова.

Кстати, он танцевал партию Нурали еще в первой постановке «Бахчисарайского фонтана», которую осуществили в 1942 году в хореографии Ростислава Захарова на сцене алматинского театра оперы и балета дирижер Федор Кузьмич, балетмейстер Юрий Ковалев и художник Анатолий Ненашев. Юрий Ковалев сам танцевал на премьере партию Вацлава. Другие главные партии исполнили Наталья Викентьева (Мария), Нурсулу Тапалова (Зарема), Алмас Бекбасынов (Нурали). В 1942 и 1943 годах партию Марии танцевала Галина Уланова.

Балет возобновлялся в 1958, 1981 и 2017 годах. В 1958 году, как уже упоминалось, спектакль поставил сам автор хореографии Ростислав Захаров. В 1981 году «Бахчисарайский фонтан» поставили балетмейстер Ярослав Сех, художники Гульфайрус Исмаилова и Анатолий Ненашев. Спектакль шел на сцене ГАТОБ имени Абая много лет, причем в партии Заремы блистала Гульжан Туткибаева.

В 2017 году главный балетмейстер театра народная артистка Казахстана Гульжан Туткибаева и народный художник России Вячеслав Окунев обновили балет «Бахчисарайский фонтан» в хореографии Ростислава Захарова. Благодаря новой сценографии спектакль обрел свежее дыхание и заиграл яркими красками.

На вечере, посвященном столетию Даурена Абирова, главные партии танцевали Айман Егисбаева (Мария), Рустем Имангалиев (Вацлав), Амир Жексенбек (Гирей), Малика Ельчибаева (Зарема), Архат Аширбек (Нурали), Улан Баденов (князь Адам), достойно держа заданную предшественниками высокую планку.

Статья опубликована в № 21 от 11.02.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Фонтанирующий талант».

 

Автор: Индира САТБАЕВА

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

 

Источник: vecher.kz