Когда в воздухе витает любовь

22.02.2022

Куда сходить влюбленной паре, чтобы отметить День Святого Валентина?

 

Да, поговаривают, что праздник этот придумали ритейлеры, чтобы продавать залежалые товары. Однако этот западный праздник все-таки прижился в наших широтах, ведь это прекрасная возможность сказать заветные слова любимому человеку. А идти нужно в Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая, чтобы посмотреть драму о любовном треугольнике “На берегу неба”, которая была представлена в самый разгар получения валентинок и подарков, 16 февраля

 

Ведь этот авторский проект-спектакль “На берегу неба” подготовила хоровая труппа театра. Впервые за многолетнюю историю - совершенно новое представление в пяти действиях на основе музыки Орландо Лассо. Автором идеи выступил Нуржан Кысыков. Сценарий - Элис Багаева. Главный хормейстер - кавалер ордена “Курмет” Алия Темирбекова. Режиссер-постановщик - Диана Акимбаева. Хореограф-постановщик - Каршыга Дандагариев.В основе сюжетной линии спектакля лежит любовный треугольник девушки Лючии, пастора Джорджиа и красавца Аркадия - главного претендента на руку Лючии. Джорджио блуждает в пространстве своих переживаний, ведь, с одной стороны, вокруг него темные силы страсти, а с другой - светлой силы чистой и невинной любви. В конце концов Пастор придается темным силам и решается предать церковь во имя, как он думает, “греха своего”.

 

Жанр, в котором создается спектакль - комедия Dell’arte, который существовал в XVI веке, но если в те времена было больше гротеска, то сейчас главный акцент в постановке сделан на романтике и современных решениях. Артисты все действия в спектакле изображают в виде пантомимы и под аккомпанемент ансамблевого а капелла. Хоровой перформанс, который предстанет перед зрителем, держит до конца некую интригу и эмоциональное напряжение своим звуковым исполнением.Мы поговорили с автором идеи и хормейстером Нуржаном Кысыковым не только о спектакле, но и, конечно же, о любви.

 

- Почему спектакль “На берегу неба” о любовном треугольнике поставлен именно ко Дню влюбленных? А не, например, история “Ромео и Джульетты”?- То, что спектакль вышел ко Дню влюбленных, совпадение. Мы планировали выйти раньше, еще 3 декабря, но из-за пандемии дата все время откладывалась. Так как мы - оперный хор, то участвуем во всех театральных постановках, последняя большая работа шла над премьерой оперы Дж. Верди “Аида” и параллельно мы вели наш собственный проект “На берегу неба”. Чтобы подготовка к нашему проекту не была скомкана, мы решили перенести премьеру на другую дату, и она совпала с Днем влюбленных, потому ассоциации с праздником и возникли. Что же касается сюжета, то спектакль состоит из номеров, которые не связаны по смыслу друг с другом. Они просто принадлежат одному композитору и одной эпохе. Наша задача была соединить их концептуально в один спектакль, задача очень сложная. Для этого пришлось привлечь профессионального сценариста Элис Багаеву. Она в достаточно короткий срок создала сюжет, который, на мой взгляд, получился удачным. Кстати, название “На берегу неба” тоже ее авторства. Сама идея оригинальная, я такого не видел нигде, но теперь это есть в Алматы, в нашем театре, ведь у нас достаточно талантливых людей, которые своими творческими силами могут создавать и реализовывать подобные уникальные, проекты.

 

- В вашем спектакле нет аккомпанемента. Почему?- Мы намеренно не использовали инструменты, потому что хотели, чтобы вся нагрузка была на хоре, больше сделать акцент на певцах. Жанр а капелла - это все-таки высший пилотаж. Использовали только литавры, чтобы показать драматизм момента. А лютня - это инструмент эпохи возрождения, она создавала атмосферу того времени. У нас ушло полгода напряженной работы, чтобы выдать этот продукт, соответствующий критериям высокого искусства. Хочу отдать должное мастерству солистов хора. Так сложилось, что они всегда на вторых ролях в опере, за солистами, а в нашей постановке вся игра задействована на них. В камерном спектакле, как “На берегу неба”, сложнее играть, ведь на большой сцене можно всегда “спрятаться” за масштабными декорациями, солистами, симфоническим оркестром. На малой сцене все внимание приковано на тебя, нет права на ошибку.

 

- Как вы считаете, лучше выбрать любовь или призвание (если стоит такой выбор)?- Думаю, любовь - это и есть жертва, ведь ради другого человека влюбленный отдает что-то весомое и значимое. Если любовь настоящая, то человек жертвует всем. Отношения между супругами - это союз двух полноценных личностей. Это огромное счастье, когда люди идут друг с другом в рука об руку, в одном направлении, гармонии. А если кто-то отказывается от своего призвания во имя другого, он перестает быть полноценным. Из-за этого союз может расстроиться.

 

- Есть ли в планах новые подобные, масштабные, проекты?- Впереди у нас еще семь проектов, не считая “На берегу неба”. В них хор будет играть первостепенную роль для развития хорового искусства. Идеи у нас как для камерного исполнения, так и для большой сцены. Одно из них будет национальным, с использованием казахской музыки и национального колорита.

 

Материал: Новое поколение

Автор: Алина Сарсенова

Фотограф: Елена Петрова