Новая «Жизель»: как поменялся исторический балет в театре имени Абая

22.05.2023

В Казахском национальном театре оперы и балета обновили один из самых популярных и любимых балетов — «Жизель». Корреспондент Orda.kz побывал на премьере и в закулисье.

«Жизель» — балет-долгожитель. Впервые его поставили в 1841 году в Париже при участии двух хореографов — Жана Коралли и Жюля Перро, последний танцевал в премьерном спектакле. Успех постановки о любви крестьянской девушки и принца кочует из театра в театр, не сходя со сцены, благодаря захватывающему сюжету, трагизму, прекрасной хореографии и музыке композитора Адольфа Адана.

 

В КНТОБ имени Абая решили обновить свою постановку, которая десятки лет не покидает репертуар. Приглашённые в Казахстан балетмейстер Юрий Васюченко и театральный художник Вячеслав Окунев вместе с казахстанскими специалистами поработали над хореографией, декорациями, а также костюмами.

«За долгие годы балет видоизменился: исчезают краски, точность движений, артисты добавляют свои нюансы, педагоги, которые хотят, чтобы выглядело лучше, начинают вносить свои штрихи. За долгие годы в театре происходит деградация спектакля, не в плохом смысле слова, конечно», — говорит Васюченко.

Балетмейстер, который после Ленинградского хореографического училища танцевал в Литовской опере, а затем четыре года в театре оперы и балета имени Абая, после чего получил приглашение в Большой театр России, вспомнил, что когда-то «Жизель» в Алматы танцевала и прославленная Галина Уланова, которую эвакуировали вместе с московской труппой в Алма-Ату. Состоялось, правда, всего одно-два представления, после чего Уланова заболела тифом, всю эвакуацию проведя в постели. До конца жизни она была признательна Казахстану и казахстанцам за то, что её выходили и спасли.

Изменениям в последние десятилетия подверглись несколько спецэффектов спектакля, которые поражали воображение зрителей в XIX веке, но сейчас убраны в большинстве театров, как не отвечающие технике безопасности.

«Это фантастический балет — там были пролёты, выходы из-под земли. Сейчас его превратили в спектакль, где никто не летает, потому что техника безопасности запрещает полёты. Благодаря тому, что в этом театре остался дух, нам позволили, и мы сделали так, как это было задумано Коралли и Перро», — рассказывает Юрий Васюченко.

По словам художника Мариинского театра Вячеслава Окунева, который работал в Венской, Берлинской, Токийской, Варшавской, Венгерской операх, то же самое происходит и с декорациями. Сейчас их место часто занимают LED-экраны, а в КНТОБ сделали многослойную настоящую декорацию.

«Я бы очень хотел поблагодарить театр за то, что проделали эту замечательную работу, потому что живописные декорации в последние годы уходят из практики театра. Мало кто может их писать, это дорого. Сейчас это умеют делать единицы. Театр взялся за работу, где каждый листик вырезается, нашивается на сетку — сложная и кропотливая техника. Исторические костюмы надо уметь шить, знать крой и технологии. Я очень признателен мастерам за то, что они делают качественно. Благодарен дирекции, театру за такой уровень качества», — говорит Окунев.

Балетмейстер Васюченко говорит, что не менял хореографию вообще, только отредактировал мизансцены — движения, в которых были зашифрованы фразы героев. А также вместе с художественным руководителем балета театра имени Абая Гульжан Туткибаевой постарался вернуть душу в исполнение.

«Мы вспомнили и почистили все мизансцены. Сейчас исполняет другое поколение артистов — они сюжет понимают по-своему. В спектакле важно всё, и главное — общая гармония: костюмы, артисты, исполнение, свет. И когда это всё приходит к общему знаменателю, получается настоящее искусство. Я как руководитель стараюсь сделать так, чтобы наши артисты исполняли образы, а технические возможности стали средством выражения образов. Мы идём к этой цели. Спектакль стал более красочным, интересным, динамичным», — сказала Туткибаева.

Репетировали в сжатые сроки — три недели. На пошив декораций и костюмов ушло гораздо больше времени. Их сделали в историческом стиле, эпоху балета не меняли. Более пышным, в отличие от прежнего спектакля, стал выход герцога и свиты. Также изменилась концовка классического балета и музыкальные акценты.

В первом показе солировала премьерная пара КНТОБ на сцене и в жизни Асель и Азамат Аскаровы — в роли Жизели и графа Альберта. Помимо техники, Аскарова, безусловно, обладает глубоким драматическим талантом, проявляющимся, прежде всего, в сцене сумасшествия, когда Жизель узнаёт о предательстве возлюбленного. Роль подруги Жизель блестяще исполнила японская балерина Ариса Хасимото, с 2017 года танцующая в Алматы.

Как и положено, строгой, жестокой, непреклонной остаётся Мирта — повелительница вилис. Сюжет балета основан на древней славянской легенде о том, в кого превращаются обманутые девушки.

Обновлённый балет с пролётами танцовщиц на фоне декораций и костюмов «с иголочки» можно будет увидеть 3 июня. Параллельно оперная и балетная труппы из Алматы с оперной дивой Зариной Алтынбаевой отправляются на гастроли в Астану, где 27 и 28 мая представят оперу «Травиата» и балеты «Кармен-сюита» и «Шахерезада».

 

Максим Скопин

фото Orda.kz

 

Источник: orda.kz