Вечер романса «В лунном сиянии» состоялся в Алматы

28.02.2023

   Концерт был посвящен народным артистам СССР Розе Джа­мановой и Ермеку Серкебаеву, а также композиторам Сергею Рахманинову и Дмитрию Шоста­ковичу.

   Вечер в КазНТОБ имени Абая с поэтичным названием «В лунном сиянии снег серебрится» состоялся в Камерном зале имени Ермека Серкебаева. Это было символично, так как прославленный баритон вместе с Розой Джамановой стоял у истоков формирования оперного искусства. Они виртуозно исполняли арии и романсы, в том числе произведения Сергея Рахманинова.

   Ведущая вечера Екатерина Ченцова напомнила, что в этом году исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. Она поделилась, что вокалисты включали в свой репертуар романсы Рахманинова, потому что они позволяют раскрыть весь голосовой диапазон. Для рахманиновских романсов характерны мелодичность, распевность и выразительная «бесконечность» мелодии.

   В первой части концерта публика услышала жемчужины вокальной лирики Рахманинова, произведения, охватывающие разные периоды творчества композитора, в том числе знаменитый шедевр «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Пушкина. В ходе концертной программы выступили Евгения Смольянина, Елена Никонова, Карагоз Абдушарипова, Нургалым Аманбай, Максат Саматов, Светлана Ли (скрипка), Ольга Лучшева (скрипка), Дилара Курманалиева (виолончель) в сопровождении концертмейстера Гульнар Жидиловой, которая, кстати, была инициатором этого вечера.

   Прозвучала также «Элегия» для виолончели и фортепиано из цикла «Пьесы-фантазии» в исполнении виолончелистки Дилары Курманалиевой и концерт­мейстера Гульнар Жидиловой.

   В числе известных произведений Рахманинова был исполнен романс для скрипки и фортепиано, который он написал еще в начале своей композиторской деятельности в 1893 году. Это произведение композитор посвятил своему другу, скрипачу и композитору, преподавателю Московской консерватории Юлию Конюсу.

   «Романс для скрипки и фортепиано» зрители услышали в исполнении Светланы Ли, а затем «Серенаду» из цикла «Пьесы-фантазии».

   Вторая часть концерта была посвящена творчеству Дмитрия Шостаковича. Скрипачки Светлана Ли и Ольга Лучшева исполнили трогательный «Романс» Шостаковича из кинофильма «Овод».

   Екатерина Ченцова рассказала публике, что камерно-вокальная музыка Шостаковича – это один из неизменных «жанров-спутников» композитора. Вокальный цикл на стихи Саши Черного «Сатиры», названный для успокоения цензуры того времени «Картинками прошлого», был написан в июне 1960 года в течение нескольких дней. Первое исполнение состоялось в Малом зале Московской консерватории 21 февраля 1961 года. Для этого цикла композитором было выбрано пять стихотворений Саши Черного: «Критика», «Пробуждение весны», «Потом­ки», «Недоразумение» и «Крейце­рова соната».

   Ведущая вечера предложила слушателям подумать над вопросом, можно ли представить двух авторов, более подходящих друг другу? И сама ответила на него: смесь ироничной поэзии Саши Черного и гротесково-саркастичной музыки Шостаковича явила миру шедевр абсолютной гармонии.

   Вокальный цикл «Сатиры» («Картинки прошлого») исполнила оперная певица Евгения Смольянина, вызвавшая шквал аплодисментов.

   – Эту программу мы готовили с Диной Дютмагамбетовой для ее сольного концерта, – поделилась с «Вечёркой» концертмейстер Гульнар Жидилова, – но так как у Дины возникли форс-мажорные семейные обстоятельства, то чуть ли не за неделю до концерта пришлось раздать произведения солистам нашего театра. Они, будучи настоящими профессионалами, справились в кратчайшие сроки. Мы посвятили программу 150-летнему юбилею Рахманинова и охватили творчество Шостаковича, потому что его вокальные произведения у нас практически не исполняются. Шостаковича я предложила Дине, потому что по голосу ей хорошо подходят эти произведения, но, думаю, что Евгения сегодня очень хорошо справилась со своей задачей.

   По словам Гульнар Жидиловой, исполнить романсы Рахманинова они с Диной Дютмагамбетовой мечтали давно, выбрав лучшие произведения, в частности те, которые исполнял Ермек Серкебаев.

   – Мы посвятили вечер Ермеку Серкебаеву, – поделилась пианистка, – потому что он очень много пел Сергея Рахманинова. Баритон Максат Саматов сегодня исполнял «В молчаньи ночи тайной» и «Я жду тебя» – это непосредственно из репертуара Ермека Серкебаева. Остальные романсы Рахманинова исполняли также Алибек Днишев, Рахима Жубатурова, Роза Джаманова, Бибигуль Тулегенова, все наши народные артисты. Роза Джаманова, которая была педагогом Дины Дютмагамбетовой, много исполняла советской музыки, в том числе Шостаковича. У нас выросло новое поколение слушателей, а старшее поколение стало забывать эту музыку. В 80-х годах, будучи студенткой консерватории, я слышала цикл «Сатиры» в исполнении Валентины Бросалиной, была у нас такая певица, а на фортепиано играл сам Вениамин Каретников, дирижер этого театра и оперной студии консерватории. В общем-то, мы возобновили этот цикл, сорок лет прошло с тех пор, больше его никто не исполнял, к сожалению. Я пыталась подготовить нескольких певцов к международным вокальным конкурсам с этими произведениями, но ни у кого не получалось. Справилась Дина Дютмагамбетова, а теперь Евгения Смольянина, и я очень рада, что сегодня состоялась, можно сказать, премьера цикла «Сатиры» на этой сцене. Надеюсь, что мы будем продолжать в том же духе – у Шостаковича есть «Испанские песни» и другие циклы.

 

Статья опубликована в №29, от 28.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "В лунном сиянии".

 

Автор: Индира Сатбаева

Фото: Кайрат Конуспаев

 

Источник: Вечерний Алматы