Евгений Брусиловский: Личная судьба в судьбе казахской культуры

18.01.2023

В Казахском Национальном театре оперы и балета вновь была показана нетленная, любимая народом опера Евгения Брусиловского «Кыз-Жибек».

 

В память о знаменитой солистке оперы

В этот раз спектакль был посвящен памяти и 85-летию со дня рождения народной артистки Казахской ССР Бахыт Ашимовой, долгие годы исполнявшей несколько главных партий в этом произведении оперного искусства.

Бахыт Ашимова родилась в 1937 году, ушла из жизни в 2012-м. Окончив алматинскую консерваторию, она с 1963 года являлась солисткой Государственного Казахского театра оперы и балета имени Абая. Владея таким тембром голоса, как меццо-сопрано, она исполнила на сцене театра ведущие партии в операх Е. Брусиловского «Кыз-Жибек» и «Ер-Таргын» (Дурия, Камка, Дана, Жанка), П. Чайковского «Евгений Онегин» (Татьяна), Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан» (Сузуки) и других. Более 30 лет творческая жизнь Бахыт Ашимовой была неразрывно связана с театром оперы и балета. Также в постоянный репертуар певицы входили популярные народные песни и произведения казахских композиторов Н. Тлендиева, Е. Рахмадиева, Б. Курмангалиева, Ш. Калдаякова, А. Бейсеуова и других. Особую известность и всенародное признание ей также принесли концертная деятельность и выступления на радио.

Основа оперы и ее особенности

В состоявшемся спектакле января партию Камки исполнила ученица Бахыт Ашимовой, заслуженный деятель РК Дина Хамзина. Дирижером оркестра выступил Куаныш Исмаилов.

Опера в четырех действиях. Либретто написано Габитом Мусреповым на основе одноименной казахской народной поэмы. Романтический эпос, разворачивающийся в начале XVI века, когда впервые из многих степных родов и племен образовывалось Казахское ханство, записан в XIX веке. Впервые в 1894 году в Казани был издан вариант поэмы, подготовленной казахским этнографом и поэтом Жусипбеком Шайхисламулы. Сегодня известно 16 оригинальных версий эпоса.

Первый перевод поэмы на русский язык создал Лев Пеньковский. В 1988 году ее также перевел на русский язык Бахытжан Канапьянов. А самое первое представление оперы на музыку Брусиловского состоялось 7 ноября 1934 года в Алма-Ате.

Почему же таким особенным является этот эпос и такой любимой стала для всех именно опера «Кыз-Жибек»? Для создания музыкального ряда оперы Евгений Брусиловский использовал с полсотни народных кюев и песен, среди которых стала ария «Кыз-Жибек», которая является на деле песней акына Ыбрая «Гак-ку».

В 2003 году в серии «Эпос народов Евразии» была выпущена книга, в которой собраны лучшие варианты двух эпосов «Козы Корпеш — Баян сулу» и «Кыз-Жибек». Сама поэма «Кыз-Жибек» включена в мировое культурное наследие, а в 2008 году ЮНЕСКО объявило о том, что год посвящен 500-летию юбилея эпоса. Отвечая на вопрос об особенности самого эпоса и оперы, скорее всего можно предположить, что был прекрасно изучен и переработан народный материал и положен на великолепную музыку, цепляющую самые тонкие струны души человека.

Собиратель кюев и основатель оперной музыки в Казахстане Евгений Григорьевич Брусиловский признан международным музыкальным сообществом основателем казахской симфонии, основоположником казахской национальной музыки, ее письменной традиции европейского типа. Он заложил основы всех ведущих жанров оперы, но также изучил огромное наследие казахской народной музыки, стал первым популяризатором Курмангазы.

Приехав в Алма-Ату на два года, он остался здесь на 36 лет, искренне влюбившись в народное музыкальное достояние Казахстана. Он сам о себе говорил: «Я вложил свою личную судьбу в судьбу казахской культуры».

Евгений Брусиловский (1905-1981) — советский композитор, народный артист КазССР (1936), лауреат Сталинской премии второй степени (1948). Автор первых казахских опер и оркестровых произведений. Композитору принадлежат девять опер, четыре балета, девять симфоний и около 500 песен и романсов. Он совместно с Муканом Тулебаевым и Латыфом Хамиди стал автором музыки Государственного гимна Казахстана, звучавшего с 1945 по 1992 год, и автором другого гимна страны, исполнявшегося с 1992 по 2006 год.

Среди известных учеников Брусиловского А. Зацепин, Б. Байкадамов, М. Тулебаев, Б. Ерзакович, К. Кужамьяров, Е. Рахмадиев, К. Мусин, С. Мухамеджанов, Л. Афанасьев, А. Джаныбеков.

Брусиловский является не только автором оперы «Кыз-Жибек». Известны и другие его фундаментальные произведения. Среди них оперы «Жалбыр» (1935), «Ер-Таргын» (1936), «Айман Шолпан» (1938), «Золотое зерно» (1940), «Гвардия, вперед!» (1942), «Амангельды» (1945, соавтор — М. Тулебаев), «Дударай» (1953), «Наследники» (1962). Также он автор музыки к балету «Козы Корпеш — Баян сулу» (1967), кантаты «Советский Казахстан», девяти симфоний, в том числе «Курмангазы», концертов для фортепиано с оркестром, большого количества хоровых произведений, песен, романсов, среди которых один из наиболее узнаваемых и популярных «Две ласточки». Музыка Брусиловского звучит в фильме Шакена Айманова «Дочь степей», снятом в 1954 году. А в 1970-м режиссер Султан-Ахмет Ходжиков создал на «Казахфильме» ленту «Кыз-Жибек», в основе которой также лежит музыка композитора. Этот фильм был удостоен Государственной премии Казахской ССР за 1972 год.

Из мемуаров ученика композитора

В 2017 году Наумом Шафером, советским и казахским музыковедом, коллекционером-филофонистом, композитором и литературоведом, одним из учеников Брусиловского был опубликован мемуарный роман «День Брусиловского». В этом произведении впервые была сделана попытка раскрыть живой облик величайшего композитора и замечательного человека. Автор пишет о Брусиловском: «Приехав в начале 30-х годов в Казахстан и изучив изумительный, колоритный казахский фольклор, он сочинил первые казахские оперы и симфонии, первые образцы в области камерной и вокальной музыки, проложил дорогу массовой песне, стал автором первого гимна республики. Создал Союз композиторов Казахстана, был его первым председателем, основал кафедру композиции в Алма-Атинской консерватории». Также он утверждает, что «все профессиональные композиторы Казахстана — это его ученики или ученики тех, кого он выпестовал». Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы. Популярность его музыки в наше время, присвоение его имени Алма-Атинской консерватории — одна из величайших заслуг Евгения Григорьевича. Кстати, Государственная премия Казахской ССР имени Курмангазы (1967) присуждена Брусиловскому за одноименную симфонию «Курмангазы».

Брусиловский дружил практически со всеми известными представителями интеллигенции тогдашней Алма-Аты. Известна, к примеру, одна из фотографий 1945 года, где он запечатлен с народной артисткой СССР Куляш Байсеитовой.

Скончался Евгений Григорьевич 9 мая 1981 года. Похоронен в Москве на Новокунцевском кладбище. Именем Брусиловского названы улицы в Астане, Алматы, Петропавловске и Усть-Каменогорске. В 2005 году вышла почтовая марка Казахстана, посвященная Брусиловскому. Композитора помнят в стране уже потому, что его имя всегда вспоминается при исполнении написанной им гениальной, узнаваемой по своей нежности и особенной утонченности музыки. Когда в произведение искусства вкладывается не только талант, но и величайшая любовь к тому, что ты создаешь, — это всегда чувствуется.

 

Авторы: ОЛЬГА ЗОРИНА. ФОТО ТАЛГАТА ГАЛИМОВА.

Источник: MK-KZ