И снова здравствуйте!

30.05.2023

На сцене столичного театра «Астана Опера» с аншлагом прошли гастроли КазНТОБ имени Абая, богатого своими традициями, многообразием репертуара, включающего шедевры национальной и мировой оперной и балетной классики разных эпох, направлений, стилей и жанров, отражающих уникальный вклад музыкального искусства республики в мировую культуру.

 

В программу гастролей вошли самая исполняемая в мире опера «Травиата» Джузеппе Верди и вечер одноактных балетов, объединяющий в себе жемчужины мировой хореографии - спектакль «Кармен-сюита» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина, а также «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова. Главные партии исполнили ведущие солисты театра оперы и балета из Алматы. Все спектакли прошли в сопровождении симфонического оркестра Казахского национального театра оперы и балета имени Абая под управлением дирижера Ерболата Ахмедьярова.

Сюжет оперы «Травиата» взят из романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Желание создать оперу на это литературное произведение возникло у Джузеппе Верди почти сразу после выхода романа в 1848 году. Он нашел у Дюма близкую тему - трагедию загубленной буржуазным обществом женской судьбы.

По жанру «Травиата» - один из первых образцов лирико-психологической оперы. Обыденность и интимность сюжета привели Верди к отказу от героической монументальности, театральной зрелищности, эффектности, которыми отличались его первые оперные произведения. Так что «Травиата» получилась самой тихой, камерной оперой композитора.

Впервые этот спектакль был показан 6 марта 1853 года в театре Ла Фениче в Венеции. В репертуаре КазНТОБ имени Абая опера «Травиата» появилась почти с самого его открытия, однако сейчас публике была представлена обновленная версия, поставленная режиссером Ляйлим Имангазиной в 2016 году.

Что же касается «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина, то это балет, который открыл новую страницу в мировой хореографии, поскольку в нем лаконично сочетаются классические па и испано-кубинский танец.

Идея постановки «Кармен-сюиты» принадлежит балерине Майе Плисецкой, долгое время мечтавшей о роли Кармен. Взяв за основу сочинение Бизе, Щедрин исходил не из новеллы Мериме, а из оперы, завоевавшей всемирную известность. И хотя сценическая жизнь балета «Кармен-сюита» начиналась весьма нелегко, сегодня его ставят и исполняют по всему миру.

- «Кармен-сюита» не умерла, как предрекали недоброжелатели, а с каждой новой постановкой обретает новую жизнь и новый облик, - поделились организаторы гастролей.

Напомним, что главную партию в спектакле исполнила Малика Ельчибаева, которая изумительно станцевала страстную роковую красотку Кармен. Текучие и вместе с тем отточенные движения, замечательная подстроенность под всех партнеров, с которыми ей приходится взаимодействовать на сцене, легкость исполнения, за которой явно стоит огромный каждодневный труд, - все это стало визитной карточкой, которую представила алматинская балерина столичной публике. И было принято на ура.

Не менее замечательными в своем ролевом проявлении были и ее партнеры - Хозе в исполнении Азамата Аскарова, Тореро - которого станцевал Нельсон Пенья, а в роли Рока выступила изящная Наргиз Мирсеидова.

В заключении на сцене «Астана Опера» алматинские артисты продемонстрировали постановку балета «Шехерезада» - хореографическую драму в одном действии на музыку Николая Римского-Корсакова. В основу сюиты композитор положил некоторые широко распространенные арабские сказки сборника «1001 ночь», например, «О царе Шахрияре и его брате», повествующую о красноречии царевны Шехерезады, освободившей от смерти молодых жен Шахрияра.

- Мелодичные и певучие восточные темы Римского-Корсакова проходят через весь балет. В музыке слышится шум морского прибоя, веселый праздник в Багдаде и сам рассказ Шехеразады - как будто сама музыка рассказывает восточную сказку, - подчеркнули организаторы.

Добавим, что этот балет на музыку симфонической сюиты был поставлен на сцене КазНТОБ имени Абая выдающимся итальянским танцовщиком, балетмейстером и исследователем творчества Михаила Фокина - Тони Канделоро - в мае 2013 года. Спектакль знакомит публику с одной из главных работ хореографа Михаила Фокина, в которой гений хореографии воссоздал хореографические драмы, объединил воедино актерскую технику и стиль, стараясь как можно точнее передать характеры представляемых им персонажей.

В нем главную партию Зобейды вновь исполнила непревзойденная в своем мастерстве Малика Ельчибаева, а ее партнерами на этот раз стали роскошный Архат Аширбек в роли Золотого раба, Амир Жексенбек, сыгравший Шахрияра, и Даурен Женис в роли Земана.

 

Ольга Шишанова

Источник: np.kz