Эпическая музыка

29.04.2023

   В Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая отметили 205-летие народного композитора Курмангазы

 

   На сцене театра прошел грандиозный гала-концерт «Күй атасы – Құрманғазы» с участием двух прославленных музыкальных коллективов – симфонического оркестра КазНТОБ имени Абая во главе с дирижером, заслуженным деятелем РК Нуржаном Байбусиновым и Казахского государственного академического фольклорно-этнографического оркестра народных инструментов имени Нургисы Тлендиева «Отырар сазы» с маэстро – заслуженным деятелем РК Муслимом Амзе.

   Открыл гала-концерт знаменитый кюй Курмангазы «Адай» в исполнении масштабного смешанного оркестра под управлением Муслима Амзе. Затем оба коллектива попеременно исполнили несколько произведений великого кюйши: «Аман бол, шешем, аман бол!», «Балбырауын», «Кісен ашқан», «Серпер», «Кішкентай», «Саранжап», «Ақбай», «Машина». В этих кюях отражены моменты биографии автора, его думы и переживания за судьбу своего народа, за будущее родной земли. Жизнь Курмангазы была полна лишений и страданий. За открытую критику власть имущих он подвергался преследованиям, неоднократно был заточен в тюрьму, но никогда не сдавался. Сидел Курмангазы Сайрыбайулы в тюрьмах Уральска, Оренбурга и даже, по некоторым слухам, в Иркутской тюрьме. Кюй «Кісен ашқан», который прозвучал в исполнении оркестра «Отырар сазы», автор написал после побега из тюрьмы, когда ему удалось снять с себя оковы и вырваться на свободу.

   В 1987 году композитор Газиза Жубанова завершила работу своего отца Ахмета Жубанова – оперу «Курмангазы», которая впоследствии шла на сцене ГАТОБ имени Абая. В настоящее время в репертуаре театра данной оперы нет, но в архиве сохранились ноты, партитуры, поэтому устроители гала-концерта с его режиссером Дианой Акимбаевой решили дать зрителям возможность познакомиться с отрывками из этого произведения, которые проливают свет на образ главного героя и его жизнь. Арию Курмангазы исполнил баритон Максат Саматов в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением Нуржана Байбусинова. Затем бас Ильяс Артагалиев спел арию Перовского из оперы «Курмангазы». Поясним, что это за персонаж: граф Василий Перовский (1795–1857) – участник Бородинской битвы, был назначен оренбургским губернатором, а затем генерал-губернатором, руководил ранними попытками завоевания Средней Азии – Хивинским (1839–1840) и Кокандским походами (1853). Курмангазы одно из своих произведений посвятил ему и назвал «Перовский марш».

   Дуэт Ауес и Курмангазы из оперы прозвучал в исполнении заслуженного деятеля РК Балапан Жубаевой и лауреата Государственной премии РК Талгата Кузембаева, который также спел песню Айткали Жайымова «Құрманғазы-Кемеңгер».

   Ведущие гала-концерта рассказали публике, что когда Курмангазы сидел в Оренбургской тюрьме, он был поражен ритмом жизни города. Человеку, выросшему в бескрайних степях, городская жизнь казалась слишком бурной: заводы, высотные здания, люди... Под этими впечатлениями композитор создал кюй «Машина», который прозвучал в исполнении оркестра «Отырар сазы» под управлением Муслима Амзе. Также этнографический оркестр сыграл другой кюй Курмангазы – «Кішкентай» («Меньшой»), который посвящен восстанию Исатая Тайманова.

   Под занавес вечер обрел эпический размах – в исполнении смешанного оркестра под управлением Нуржана Байбусинова прозвучала поэма Нургисы Тлендиева «Махамбет». Этим номером организаторы концерта подчеркнули преемственность поколений, связь композиторов Курмангазы и Нургисы Тлендиева и современных музыкантов. Затем солисты театра Есенгельды Рза, Айдос Жабагин, Толеген Рахымбаев и мужской хор в сопровождении двух оркестров исполнили «Призыв Махамбета» из оперы «Махамбет» Базарбая Жуманиязова. Мужской хор, облаченный в костюмы батыров, потрясал копьями в знак поддержки своего предводителя.

   Кстати, еще в начале вечера ведущие гала-концерта рассказали, что неспроста на сцене выступает двойной оркестр. Когда впервые в Алматы открылся театр оперы и балета, в нем был симфонический оркестр из 20 музыкантов и народный оркестр – из 12.

   После зрелищного «Призыва Махамбета» начался самый популярный музыкальный номер, без которого, пожалуй, не обходится ни один концерт, – «Қүй тартыс». Четверка домбристов Айдын Қойшыбаев, Айдын Жүнісов, Дастан Қазкенов и Сырым Шонбаев состязались в виртуозности под одобрительные возгласы батыров из мужского хора, а затем грянули оба оркестра, и это было грандиозно.

   Завершился вечер кюем «Сарыарқа», который по праву считается вершиной творчества великого Курмангазы.

 

   Статья опубликована в №54–55, от 29.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Эпическая музыка".

 

   Индира САТБАЕВА

   Фото Кайрата КОНУСПАЕВА