Сезон в ином формате

24.07.2020

Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая в Алматы завершил 86-й театральный сезон в режиме онлайн.

 

Сara bella, bel canto…

 

Театр оперы и балета им. Абая, старейший в стране музыкальный театр, перешагнувший 85-летний рубеж, можно было бы сравнить со средневековой итальянской каравеллой, летящей вперед на парусах, наполненных ветром, преодолевающей на своем пути и штормы, и рифы, и все преграды бушующего вокруг неспокойного житейского моря.

 

Когда-то существовала романтичная версия происхождения слова «каравелла», связанная с красотой и изяществом этого парусника, – якобы в его основе итальянские слова cara bella – «милая красотка». Красотой и изяществом отличается и музыка, звучащая на прославленной сцене, ведь великолепное bel canto («красивое пение»), давно уже ставшее визитной карточкой нашего оперного театра, тоже пришло к нам из Италии.

 

Помню, как несколько лет ­назад итальянский дирижер Фабио Мастранджелло, приезжавший в Алматы на один из международных оперных фестивалей, сказал, что наш город, залитый солнцем, напомнил ему родину.

 

Теплыми, солнечными днями отличается и нынешнее алматинское лето. Но сейчас оно мало радует горожан, которым из-за пандемии коронавируса приходится большей частью сидеть дома, а выходя, надевать маски.

 

Серьезным испытанием на проч­ность стал период карантина и для коллектива Театра оперы и балета им. Абая. Как работалось театру в это непростое для всех время? Об этом мы спросили его директора, заслуженного деятеля Казахстана, композитора, музыковеда, педагога Аю Калиеву.

 

Внимание: театр онлайн

 

– Нынешняя ситуация не сравнится ни с какими другими событиями, которые пришлось переживать ранее: ни с тяжелыми военными годами, ни с периодом развала Союза, «лихими 90-ми», когда в условиях тотального кризиса делал первые шаги независимый Казахстан, ни со сложным периодом в жизни театра во время длительного капитального ремонта, когда коллектив на 6 долгих лет оставался без сцены… Тогда только благодаря огромным усилиям руководства и энтузиазму творческого сос­тава театру удалось сохранить свой золотой репертуар. Это то, что соз­давалось многие годы лучшими оперными певцами и мастерами балетного искусства. И это театральное наследие, обогащаясь год от года, будет переходить от поколения к поколению, – говорит Ая Калиева.

 

– Ая Жакеновна, я не случайно сравнила театр с изящной итальянской каравеллой, ведь именно с появлением этого старинного парусника началась эпоха Великих географических открытий. Эпоха открытий началась и в театре, когда пандемия заставила закрыть теат­ральный занавес и тем самым отсекла артистов от зрителей. Это сложнейшее испытание и вызов, ведь театр без зрителей существовать не может, – он лишается той жизненно необходимой обратной связи, которая и создает единое целое – театральное действо.

 

– Сегодняшняя ситуация с пандемией неординарная, и она заставила каждого из нас оперативно реагировать. Все усугубляется существующей неопределеннос­тью и непредсказуемостью. Весна 86-го сезона, несомненно, войдет в летопись нашего театра как весьма необычная, потому что с марта деятельность нашего театра, как и других театров страны, полнос­тью перешла в онлайн-режим.

 

И чтобы не потерять ту связь со зрителем, о которой вы говорите, мы предприняли настоящий «мозговой штурм». В результате появились новые оригинальные идеи. Мы научились принимать конструктивные и быстрые решения. И работать для этого пришлось, как говорится, на износ, по 24 часа в сутки.

За период карантина наш творческий актив освоил множество смежных профессий – и режиссера, и видеооператора, и видео­инженера, и звукоинженера, и художника-дизайнера, и сценариста… Другими словами, театр самостоятельно организовывал и производил съемки, прописывал подводки, создавая сценарии проектов, монтировал, а затем размещал видео на официальных страницах в социальных сетях, YouTube-канале театра, продвигая новый интеллектуальный контент, делая его интересным зрителям.

 

 

 

– И сколько таких видеопроектов было сделано за время карантина?

– Порядка 250! Это не только представление записей спектак­лей, но и совершенно новые прог­раммы в режиме онлайн, в том числе концерты, мастер-классы, обзорные лекции, отдельные ролики, которые посмотрели свыше двух миллионов зрителей. Причем не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.

 

– Ничего себе! Наверное, такого количества зрителей у вас никогда и не было...

– Да, современное интернет-пространство позволяет значительно расширять границы, и мы постарались воспользоваться этим в полной мере.

Не случайно работа коллектива получила высокую оценку международного сообщества: Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая по рейтингу, опубликованному порталом «ТурСтат», занял третье почетное место среди лучших оперных театров СНГ по популярности у зрителей и онлайн-трансляциям на сайтах театров и в социальных сетях, уступив лишь Большому театру России и Большому теат­ру Беларуси.

 

– Поздравляю! Это действительно большое достижение. А Вы помните, каким был первый онлайн-проект?

– Конечно. Первым проектом, запущенным театром в онлайн-эфир, стал «Gatob life – один день из жизни театра». В нем мы представили истории из нашей пов­седневной жизни. Кстати сказать, в рамках этого проекта прошли самые разнообразные онлайн-программы, такие как «Урок классического танца для артистов балета», «Из жизни концертмейстера», «Разговоры о музыке», «Тайны театральных партитур», «По следам премьер»…

Большую популярность у зрителей завоевали концерты любимых солистов. Артисты выходили в эфир 5–6 раз в неделю. Они исполняли концертные арии, не выходя из своего дома, давали мастер-классы и даже пели для зрителей на балконах своих квартир.

 

– Расскажите о каких-либо проектах подробнее.

– Прежде всего хотелось бы отметить проект «Опера дома. Паяцы» Даны Таласбековой и Балуана Беркенова, в котором действие оперы было перенесено в наши дни. При этом трагическая история семейной пары была ра­зыграна на кухне в обычном доме.

 

Большой отклик у зрителей вызвали видеоролики с участием солистов из стран ТЮРКСОЙ. Хорошие отзывы получил флешмоб – исполнение песен на языках братских народов. К примеру, песня в исполнении солистов театра «Мой любимый Тбилиси» набрала за несколько недель рекордное количество просмотров – до 300 тысяч!

 

– Знаю, что театр не забыл и об юбилейных датах.

– Действительно, нынешний театральный сезон был богат яркими юбилейными проектами. Это X Международный конкурс вокалистов, 90-летний юбилей Героя Социалистического Труда, народной артистки СССР Бибигуль Тулегеновой, юбилеи народного артиста СССР, композитора Сыдыка Мухамеджанова и народной художницы Казахстана Гульфайрус Исмаиловой.

 

Мы отметили 75-летие со дня премьеры легендарной оперы Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай». И не просто отметили, а создали специальный грандиозный проект – «Абай-Гала», связавший историческую постановку спектакля Курманбека Джандарбекова 1944 года и ее воплощение на сцене театра с участием трех поколений исполнителей главных ролей!

К 175-летию Абая коллектив представил разнообразную прог­рамму, в которую вошел онлайн-концерт «Абайға Тағызым». В программе концерта впервые прозвучали редко исполняемые песни и романсы казахстанских композиторов, написанные на стихи Абая, в аранжировке Артура Оренбургского для симфонического оркестра.

 

– Вы уже рассказывали о работе над оперой «Дневник Анны Франк», которая готовилась к 75-летию Победы. Эта премьера состоялась?

– Состоялась. В онлайн-режиме мы не только показали монооперу Григория Фрида «Дневник Анны Франк» в концертном исполнении солисток Венеры Алпысбаевой, Надии Наденовой и концертмейстера Гульнары Жидиловой. В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы представили обширную онлайн-программу, в которую вошли документальные фильмы о деятельности театра в годы войны, интервью с ветеранами, видеопоздравления от солистов оперы, концерты.

Несмотря на закрытые границы, театр принял участие в реализации международного онлайн-проекта, инициатором которого стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан во Франции Жан Галиев, он же впервые сделал поэтический перевод известной песни Александра Александрова «Священная война» на французский язык. Прекрасное исполнение песни солистами нашего театра легло в основу документального фильма, подготовленного посольством Казахстана во Франции ко Дню Победы.

 

– Гастрольная деятельность во время пандемии, надо полагать, не могла быть осуществлена?

– К счастью, наши артисты успели побывать на гастролях в рамках программы «Рухани жаңғыру». Они выступали в самых престижных залах Франции, Великобритании, Индии, получив восторженные отклики зарубежных зрителей. Подтверж­дением признания высокого уровня гастрольной программы стало номинирование одноактного балета «Открывая Баха» прес­тижным европейским журналом Dance Europe в номинации New name to watch – «Новое имя к просмотру».

 

– Зарубежные гастроли очень важны, потому что они не только позволяют пропагандировать казахстанское оперное и балетное искусство, но и прод­вигать на международный уровень ведущих артистов, делать их узнаваемыми на мировом уровне.

– Это действительно так. Скажем, в прошедшем сезоне наши солисты представляли музыкальное искусство Казахстана в Турции, на Кипре, в Румынии, где перед зарубежной публикой выступил Нуржан Бажекенов, на Сицилии, в Японии, США, где наше искусство представлял Таир Тажи, в России, Италии, Южной Корее – Анастасия Кожухарова, Италии и Японии – Зарина Алтынбаева, в России, Австрии – Эмиль Сакавов…

 

Были заключены важные меж­дународные договоры и меморандумы, позволившие значительно расширить границы творческих контактов. Театр стал полноправным членом Ассоциации театров Казахстана, Ассоциации музыкальных театров России, Международной ассоциации Opera Europe.

 

– Ая Жакеновна, о чем еще можно было бы рассказать в связи с завершением сезона?

– В этом сезоне стартовал новый культурно-просветительский проект «Открытый театр», в программе которого состоялись экскурсии по театральному музею, загадочному и притягательному закулисью, автограф-сессии и завтраки с артистами, встречи перед спектаклем и Talk show, где слушатели смогли познать тайны режиссуры и сценографии. Нашел своего слушателя и теат­ральный лекторий ARTE с его яркими концертами, лекциями, встречами и открытыми дискуссиями с известными критиками, музыковедами, экспертами в области оперного искусства.

 

Прекрасным дополнением репертуарной политики театра стали национальные, школьные и семейные абонементы, направленные на привлечение детей дошкольного и школьного возраста, студенческой и семейной аудиторий.

 

Положительные отклики получила программа «Театр – детям», где, наряду с ранее существующими концертами «По дорогам сказки», «Музыкальная шкатулка», были введены проекты «Каникулы в театре», «Уроки в театре». Впервые начал работу детский клуб «Камертон», прог­рамма которого позволяет понять мир профессионального театра, прикоснуться к технологии рож­дения спектакля.

 

– Как правило, театр готовит для закрытия сезона что-то необычное, чтобы заключительная точка была особенно яркой и запоминающейся. А как было на этот раз?

– Наш 86-й театральный сезон завершился праздничным онлайн-концертом Viva Opera в честь юбилея Елбасы и Дня столицы.

Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности всем, кто работал в этот сложный период, всем, кто смог быстро переориентироваться в новых условиях и внести свой вклад в развитие театрального искусства Казахстана.

 

А в конце нашей беседы – сюрп­риз для любителей оперного искусства. Несмотря на завершение сезона и период летних отпусков, театр подготовил еще один проект.

С 13 июля по 9 августа Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая проводит онлайн-конкурс «Абай әуендері» среди непрофессиональных певцов. В творческом состязании могут принять участие все желающие от 4 лет и старше. Победители будут определены путем онлайн-голосования зрительской аудитории. Так что – дерзайте! И до новых встреч!

АВТОР:
Елена Брусиловская
"Казахстанская правда"