ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА

Жорж Бизе

"Искатели жемчуга"

опера в 2-х действиях

либретто Эжен Кормона и Мишеля Карре

 

 

 

Действующие лица:

Зурга, рыбак (баритон)

Надир, охотник (тенор)

Лейла, жрица Брахмы (сопрано)

Нурабад, верховный жрец Брахмы (бас)

 

 

Симфонический оркестр, хор, балет Казахского национального театра оперы и балета имени Абая

 

Опера исполняется на французском языке в сопровождении синхронных титров на казахском и русском языках

 

Постановочная команда:

Дирижер-постановщик - Ерболат Ахмедьяров, заслуженный деятель РК

Режиссер-постановщи - Паоло Бозизио (Италия)

Художник-постановщик - Хелла Момбрини (Италия)

Художник по костюмам - Анита Ламанна (Италия)

Хормейстер - Алия Темирбекова

Балетмейстер - Айнур Абильгазина

История

премьера спектакля в КГАТОБ им. Абая состоялась 8, 9 ноября 2014 года

 

 

Первой законченной опере Жоржа Бизе - «Искатели жемчуга» - судьба уготовила несправедливое место «в тени» своей более успешной старшей сестры (речь об опере «Кармен»). Однако это никак не умаляет мелодической красоты, изящных нюансов инструментовок и великолепия незабываемых арий и дуэтов оперы «Искатели жемчуга».Сюжет, который создал юный, 24-летний Жорж Бизе в опере весьма традиционен. Это история прекрасной жрицы Лейлы с острова Цейлон (Шри-Ланка), что дала обет целомудрия, но готовая преступить его «под натиском» всепоглощающей любви к охотнику Надиру. Подобная история разыгрывалась на оперных сценах XIX века задолго до Бизе. Не менее часто композиторы перемещали события в экзотические обстановки дальних стран. И история искателей жемчуга изначально задумывалась композитором совершенно иначе. Она должна была разыгрываться в Мексике, где герой должен был охотиться на ягуаров в саванне, а главная героиня – спасать его от дикой природы. Однако Бизе остановил свой выбор на острове Цейлон, сделав главных героев жителями из племени искателей жемчуга, которые свято верят, что пение прекрасных жриц – недосягаемых в своей чистоте дев – самая сильная защита искателям от опасностей моря. Но смерть той жрице, что забудет данную клятву.Избрав экзотическую страну, Бизе мастерски «пишет» музыкальные картины морского пейзажа, создает настоящую грозу, передает еле заметное колыхание пряных трав. На этом фоне ярко проступают характеры главных героев великолепно подчеркнутые восточным колоритом их музыкальных тем.

 

Известно, что этот сюжет заинтересовал французского композитора Жоржа Бизе, когда ему не было еще 25 лет. "Искатели жемчуга" появились ровно за 10 лет до его самой известной оперы – "Кармен". Поставить творение Бизе на алматинской сцене снова пригласили итальянца Паоло Бозизио, в 2013 году уже подготовившего в ГАТОБе оперу "Дон Жуан".

– Ставлю эту оперу первый раз в своей жизни, – признался Бозизио. – Она имела такую судьбу, что у нее были и спады, и подъемы начиная с момента создания, с 1863 года. Я придерживаюсь классической постановки, уважаю стиль и музыку той эпохи, но использую свою интерпретацию. Она – в смешении реализма и сюрреализма. В постановке – четыре солиста, а также хор и балет – они имеют очень большое значение. Задача моя была облегчена благодаря прекрасной подготовке хора. Что касается выбора на главные партии, то я доверился мнению дирекции театра и дирижера Ерболата Ахмедьярова.

 

Балетмейстером-постановщиком выступила дебютантка Айнур Абильгазина, до этого она ставила малые номера в театре "Астана Балет":

– Для меня это была сложная работа, в опере – индийские танцы. Я изучала эти специфические движения. Танцы несут сакральный смысл, но это не классический индийский танец, а стилизованный. Моей основной задачей было передать атмосферу.