ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Петр Ильич Чайковский

 

«Евгений Онегин»

 

Лирические сцены в 2-х действиях

Либретто Петра Ильича Чайковского и Константина Шиловского

По одноименному роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина

 

Действующие лица:

Ларина, помещица (меццо-сопрано)

Татьяна Ларина, её дочь (сопрано)

Ольга Ларина, её дочь (контральто)

Филиппьевна, няня (меццо-сопрано)

Евгений Онегин (баритон)

Владимир Ленский (тенор)

Князь Гремин (бас)

Зарецкий (бас)

Трике, француз (тенор)

Ротный (бас)

 

Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского государственного академическоготеатра оперы и балета имени Абая

 

Опера исполняется на русском языке, в сопровождении синхронных титров на английском и казахском языках

 

Постановочная команда:

Дирижер-постановщик, главный дирижер КГАТОБ им.Абая

- Канат Омаров

Режиссер-постановщик

- Ирина Лычагина (Россия)

Художник-постановщик

- Карина Автандилова (Россия)

Художник по свету

- Кевин Вин-Джонс (Швеция)

Видео-художник

- Инета Сипунова (Латвия)

Ассистент режиссера

- Наталья Кагадий

Хормейстер

- Алия Темирбекова

 

История

премьера спектакля в КГАТОБ им.Абая состоялась 15, 16 июня 2019 года

 

 Одной из самых знаменитых и значимых опер Петра Ильича Чайковского, по правусчитается «Евгений Онегин».

 

   Чуть более 140 лет шедевр Пушкина - Чайковского «Евгений Онегин» сохраняетсвой высокий репертуарный рейтинг.

 

   Первоначальная идея о написании оперы на сюжет Александра Сергеевича Пушкина, пришла не самому Чайковскому. Известная оперная певица той эпохи – Елизавета Андреевна Лавровская, к таланту которой Чайковский испытывал глубокое уважение, подсказала композитору обратиться к сюжету пушкинского романа. В самом начале самаидея и сюжет не привлекли внимание Чайковского, но чем больше он погружался встроки произведения Пушкина, тем больше он «повиновался непобедимому внутреннему влечению» к работе с этим материалом.

 

   «Пусть моя опера будет не сценична, — писал он своему брату Модесту, — пустьв ней мало действия, - но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишуна них музыку потому, что меня к этому тянет». Именно этот страстный, искренний порыви великая увлеченность композитора, создают в его опере особое обаяние искренней непосредственности, свежести и теплоты выражения.

 

   Конечно, как это происходит довольно часто, от полностью оригинального текстапоэта Чайковскому пришлось отказаться, руководствуясь условностями сценического жанра, который часто диктует свои законы, столь разнящиеся с законами литературного повествования. При создании оперного либретто, композитор проявил немалую изобретательность: во-первых, выразительные пушкинские характеристики, которые излагаются в романе от лица автора, композитор вложил в уста самих героев, передавая их внутренние душевные переживания; во-вторых, он задумал соединить стихи Пушкина, с иными, в том числе и своими. Все это позволило опере стать тем идеалом «интимной, носильной драмы», в которой главными лицами становятся реальные люди и их настоящие жизни.

 

   Исторически известно, что премьерная постановка оперы «Евгений Онегин» состоялась в Москве на сцене Малого театра 17 марта 1879 года силами студентов Московской консерватории и имела характер камерный. Оркестр состоял из 32 инструменталистов, хориз 48 учеников. «Лирическими сценами» дирижировал Николай Рубинштейн (основательи первый директор Московской консерватории), режиссером был Иван Самарин (актер театра), хормейстером Карл Альбрехт. Чуть позже, для сцены Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге Чайковский сделал другую версию, превратив «лирические сцены» в «большую оперу».

 

   Таким образом, уже при жизни композитора были созданы две версии оперы. Первая - авторский московский вариант, в котором Чайковский допустил существенное отступление от пушкинского романа - в заключительной картине Татьяна падала в объятия Онегина! Вторая, более поздняя – петербургская версия, в которой Татьяна отказывает Онегину и произносит ключевые для понимания смысла всей оперы слова: «Я отдана теперь другому....я буду век ему верна». Версии двух столиц отражают известную свободу подхода композитора к сценическому воплощению «Евгения Онегина», что открывает современным постановкам возможность дальнейших его прочтений.

 

   Сценическая судьба оперы складывалась невероятно удачно. Еще при жизни композитора опера шла на главных сценах России и Европы, была популярна в частныхтруппах, ставилась в виде ученических и даже домашних спектаклей. На сцене Казахского государственного академического театра оперы и балетаимени Абая «Евгений Онегин» впервые был поставлен в 1935 году. Первой исполнительницей роли Татьяны стала легендарная Куляш Байсеитова. Опера исполнялась на казахском языке. В основе текста был первый перевод пушкинской поэмы на казахский язык выдающегося поэта, просветителя, родоначальника письменной национальной литературы Абая Кунанбаева.

 

   В 1946 году опера была поставлена на русском языке. В главных партиях выступили Куляш Байсеитова и Ришат Абдуллин. С тех пор опера неизменно находится в репертуаре театра. В разные годы главные партии исполняли: Муслим Абдуллин, Байгали Досымжанов,Юрий Якунин, Василий Яковенко, Эра Епанешникова, Кенес Бактаев, Нина Радченко, ВиталийОрленин, Роза Джаманова, Гафиз Есимов, Султан Байсултанов, Ермек Серкебаев и Алибек Днишев.

 

П. И. Чайковский

«Евгений Онегин»

 

   Мы уже давно привыкли к тому, что пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин»,называют «энциклопедией русской жизни». И он действительно является полнокровным,разносторонним отражением мыслей, чувств и явлений жизни начала XIX века. Но с момента выхода произведения в свет, о нем сказано и написано так много, так много сыграно ипридумано, что лавина аллюзий, стереотипов и впечатлений давно погребла кристальную ясность пушкинского под грудой чуждых смыслов и представлений. И, чтобы внимательному читателю докопаться до первоначальных смыслов, надо приложить титанические усилия.А, что касается оперы, то здесь дело обстоит еще хуже. Произведение Чайковского, малотого, что само уже написано «по мотивам» и стало надстройкой над романом, к тому же, всилу своей популярности, стало общим местом в парадигме русского искусства, входит внеобходимый о достаточный «туристический набор» наряду с икрой, водкой, медведямии балалайкой. Вся эта прилипшая к «Евгению Онегину» за 150 лет мишура отнюдь неумаляет истинных достоинств музыкального произведения. Просто, чтобы пробиться ксобственному пониманию, не забитому восприятием других людей, чтобы услышать этумузыку «впервые», усилий надо потратить еще больше, чем при чтении романа.

 

   Зрителям и слушателям не стоит ждать от нашего спектакля псевдоисторического правдоподобия. Нас интересует правда а не правдоподобие, правда человеческих чувств,того, Станиславский называл «жизнью человеческого духа»: именно внутренний мир героев,«движения их души» и есть основное содержание оперы и именно в этих «движениях души», в несовпадениях, не-чувствованиях, непониманиях – основные составляющие ее конфликта. Право на подобную трактовку предоставляет нам сам композитор, изменивший жанр «роман» - всеобъемлющий, философский, обобщающий-на более камерный - «лирические сцены». Кроме сдвига жанрового Чайковский задает и временной сдвиг. История пушкинских персонажей у Чайковского перемещается в другую эпоху. Не формально, но по сути. Пушкин завершил свой роман в 1825 году, Чайковский закончил сочинение «Онегина» в 1878. Композитор помечает, что действие оперыпроисходит в 20-е годы XIX века, но, конечно же, он наделяет своих персонажей ощущением совсем другого времени, «времени Достоевского» и его собственного, т.е. – последней трети XIX века. К тому же события личной жизни композитора, его неудачная и странная женитьба на Антонине Милюковой, безусловно, отразилась в музыке оперы.

 

   Мы имеем дело не с романом Пушкина, а с оперой Чайковского, произведением, куда более сентиментальным, и, одновременно, нервным, где прозрачная гармония пушкинского времени замещена истерическими всплесками конца века, предчувствием беды и перемен. Несовпадение, непонимание, напрасные ожидания – вот те внутренние, душевные движения, которыми полна музыка «Евгения Онегина». «...вышло так, что “Онегин” на театре не будет интересен. Поэтому те, для которых первое условие оперы - сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере музыкального воспроизведения далеких от трагичности, от театральности,- обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой. Словом, она написана искренно, и на эту искренность я возлагаю все мои надежды», - так писал Чайковский о своей опере, когда она уже была сочинена, икомпозитор занялся оркестровкой. Именно стремление к искренности заставило автора, как известно, отдать «Онегина» для первого исполнения студентам консерватории, а не одной из императорских трупп. Автор страшно боялся театральной фальши. Опера Чайковского – это в первую очередь история Татьяны. Композитор, в одном из первых писем посленачала сочинения оперы, писал: «Я влюблен в образ Татьяны». Чайковский наполнил образгероини абсолютной искренностью, и «Письмо Татьяны», где ее откровенность достигаетпика, безусловно становится и кульминацией оперы.

 

   «Татьяна, не только провинциальная барышня, влюбившаяся в столичного франта. Она — полная чистой женственной красоты девическая душа, еще не тронутая прикосновением к действительной жизни; это мечтательная натура, ищущая смутно идеала и страстно гоняющаяся за ним. Не видя ничего подходящего к идеалу, онаостается неудовлетворенной, но покойной. Но стоило появиться лицу, по внешностиотличающемуся от среды пошло-провинциальной, она вообразила, что это — идеал, истрасть охватила ее до самозабвения. Пушкин превосходно, гениально изобразил мощь этой девической любви, и я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясен до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны после появления Онегина»

(П.И. Чайковский)

 

   В 15-и минутном музыкальном фрагменте письма Татьяна переживает самыесильные человеческие чувства, ее жизнь переворачивается, она стремительно проходитпуть женского взросления, на который иным нужны годы. В такие минуты человек бываетспособен на невероятное самопожертвование, которым, собственно и становится самфакт написания письма Онегину. Такого эмоционального взлета, такой самоотдачи она никогда больше не испытает в своей жизни. «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый,ты уж был мне мил...». Татьяна вложила в свое признание все ожидания, всю страсть души,всю любовь, рожденные богатой фантазией и рожденные французскими романами. Онане разглядела и не могла разглядеть, не хотела разглядеть реального Онегина, сломяголову, кинувшись воплощать свои видения и надежды. Да и другие персонажи оперы не отличаются ни гармоничностью, ни спокойствием. Взнервлены все: Ольга, Ленский, Ларина, Няня Филиппьевна. У каждого из них свои причины для этого: у кого-то не сбывшиеся мечты,у кого-то их отсутствие или глубокое разочарование. Но только Татьяне дано пройти путь от предчувствий до переосмысления и полной перемены: от девочки до зрелой женщины, понявшей себя и других. Собственно, история Татьяны, как и других персонажей оперы, - вневремени, вне эпохи. Это просто человеческая история. Каждый, сидящий в зрительном зале, может обнаружить в этой истории себя, каждое поколение по-своему отражается в зеркале, именуемом «Евгением Онегиным» Чайковского. И сегодняшние зрители и слушатели найдут в «Онегине» нечто близкое только им.

Ирина Лычагина (режиссер-постановщик, Россия)