ФРЕСКИ

Тимур Мынбаев

«Фрески»

балет в 2-х частях

хореография и либретто З.Райбаева

по мотивам поэмы Олжаса Сулейменова «Глиняная книга»

 

 

Действующие лица:

Шахмат, жрица храма Ишторе

Ишпака, вождь племени Ишкузов

Хор-Ахте, старейшина

Кентавр

Лошадка, подруга Кентавра

Косог

Безымянный

Невеста Косога

Сары-Кене

Каганкыр-кузов

 

Симфонический оркестр и балет КГАТОБ им.Абая

 

Постановочная команда:

Балетмейстер-постановщик - Заурбек Райбаев, Народный артист РК

Художник-постановщик - Евгений Сидоркин, Народный артист РК

 

 

История

Балет Тимура Мынбаева в хореографии Заурбека Райбаева и сценографии Евгения Сидоркина «Фрески» в 80-х годах ХХ века – буквально взорвал культурное сообщество всего постсоветского пространства, сломал все театральные устои, сокрушил представления большинства меломанов о том, каким может быть современный балет.

Премьерный спектакль состоялся 9 июля 1981 года в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета, где среди восьми гастрольных балетных постановок ГАТОБ им. Абая, критики отметили «Фрески». Главные партии исполнили: Рамазан Бапов (вождь племени Ишпака), Майра Кадырова (Шамхат, жрица храма), Александр Медведев (Кентавр), Эдуард Мальбеков (Старейшина), Дюсембек Накипова (Косог), Людмила Ли (Невеста).

 

В основу сюжета положена поэма Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», в поэтическом изложении, повествующая о далёких исторических событиях, дошедших до нашего времени в виде легенд и сказаний. В либретто, написанном самим балетмейстером, представлена история, жизнь, быт древних скифов, населявших территорию Казахстана в IV-VI веках.

 

Сюжет сценического действия представляют девять оживших фресок, выдержанных в манере скифского тератологического стиля. Каждая фреска имеет свое название и поэтический эпиграф, создающий эмоциональный настрой и выражающий самую суть воплощаемых событий. Прием картинного решения послужил воплощением мозаичного типа драматургии, где целое складывается из частного.

 

Хореография «Фресок» яркая, образная, напичкана новейшими средствами пластической лексики, где обновленные формы классического танца, сплетенные с элементами казахской хореографии, соединяются с экспрессивной пантомимой, элементами спорта и акробатики.

 

Органичный сплав музыки, сценария, сценографии, хореографии ставит балет «Фрескам» в один ряд с лучшими образцами мировой хореографии.

 

В последний раз балет «Фрески» прошел на сцене ГАТОБ в 2008 году.

 

ГАТОБ, решая вопросы сохранения и пропаганды национальной культуры, в 2021 году восстанавливает шедевр национальной хореографии балет Тимура Мынбаева, в хореографии Заурбека Райбаева, сценографии Евгения Сидоркина.