ШЕХЕРЕЗАДА

Балет в 1-м действии                

Балет в одном действии на музыку симфонической сюиты Н.Римского-Корсакова
 
Либретто А. Бенуа
на сюжет сказки из «Тысяча и одной ночи»
«О царе Шахриаре и его брате»
хореография Тони Канделоро по М. Фокину
 
Действующие лица:
Зобейда
Шахриар, султан                                                      
Земан, брат Шахриара
Золотой раб, фаворит  Зобейды
Главный евнух
Евнухи, одалиски, танцовщицы-фаворитки, альмеи, музыканты, воины, рабы
 
Новая постановка балета «Шехерезада» в нашем театре служит доказательством понимания современных тенденций в хореографии, которые Дягилев продемонстрировал профессионалам и любителям классического балета своими «Русскими Сезонами»  («Ballets Russes») в Европе. Подобные балеты с 1909 по 1929 годы явились символом авангардного движения в культуре ХХ века.
В творениях русского балета  музыка, поэзия, живопись объединяются вокруг танца, который впервые в истории хореографии играет фундаментальную роль в культурных и стилистических изменениях  нового века.
Париж был поражен   сценическими идеями Леона Бакста. Его шикарные  восточные мотивы очень сильно влияют на женскую моду и внутреннее декорирование домов и  интерьеров.  Русское искусство буквально гипнотизирует Европу.
Танцоры больше не были привязаны к отдельным техническим вариациям и мимическим выражениям, как в 19 веке. Новый гений хореографии Михаил Фокин создает хореографические драмы, где интерпретатор должен объединить воедино актерскую технику и стиль, для точной передачи характера представляемого им персонажа.
Так рождаются новые гении современности, которых Дягилев привозил в Париж во время театральных сезонов того времени: Нижинский, Павлова, Карcавина и экстравагантная Ида Рубинштейн,  сценографы и художники Александр Бенуа, Леон Бакст, создаются новые музыкальные композиции от традиционного Римского-Корсакова до новатора Игоря Стравинского. Все эти артисты останутся связанными с русскими балетами Дягилева, но каждый из них собственным талантом внес фундаментальные изменения в культуру 19 века, которые сохранятся вплоть до нашего времени.
«Шехерезада» в данной версии для Театра оперы и балета им. Абая, была поставлена Тони Канделоро, который лично знал и работал с некоторыми  артистами последнего поколения русского балета.
Спектакль  знакомит публику с одной из главных работ хореографа Михаила Фокина.
 
Краткое содержание
В шахском гареме Зобейда пытается умилостивить мужа. Но Шахриар мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны. Зобейда вновь пытается смягчить сердце повелителя, но он непреступен и бросает вокруг подозрительные взгляды. Танец трех альмей не в силах отвлечь Шахриара от тяжких дум. Он объявляет, что отправляется на охоту. Зобейда умоляет его остаться, но шах со свитой удаляется. Обитательницы гарема упрашивают главного евнуха впустить в гарем их любовников — негров. Внезапно вернувшийся Шахриар застает жен, развлекающихся с любовниками. Его янычары кривыми саблями режут жен и рабов. Зобейда молит оставить ей жизнь, но, получив отказ, убивает себя. В наступившей тишине рыдает шах.
 
 
Автор : btamedia