ДОН ПАСКУАЛЕ

Г. Доницетти

 

«Дон Паскуале»

 

опера-буффа в 3 актах

итальянское либретто Микеле Аккурси

(псевдоним Джованни Руффини)

переработка более раннего либретто

Анджело Анелли «Сэр Марк Антонио».

 

Действующие лица:

 

Дон Паскуале, старый холостяк (бас)

Доктор Малатеста, его друг и врач, по совместительству (баритон)

Эрнесто, его племянник (тенор)

Норина, вдова (сопрано)

Карлито, кузен Малатесты, мнимый нотариус (баритон)

История

Впервые опера «Дон Паскуале» итальянского композитора Гаэтанно Доницетти на либретто Джованни Руффини по пьесе Стефано Павеси «Сэр Марк Антонио» увидела свет в Италии 3 января 1843 года.

Заказ на оперу Гаэтанно Доницетти получил осенью 1842 года от управляющего театром Жюля Габриэль Жанен. В то время композитор вел работу над оперой «Линда де Шамуни», которая шла в Итальянском театре в Париже. Состав исполнителей был подобран поистине «звездно»: Жюлия Гризи, Мари ди Кандиа, Луиджи Лаблаш, Антонио Тамбурини.

Ко времени создания «Дона Паскуале» Гаэтано Доницетти находился в зените славы, но назвать эти годы счастливыми для него нельзя. Однако, несмотря на тяжелое душевное состояние, Доницетти взялся за сочинение комической оперы и создал ее – по своему обыкновению – в рекордные сроки. Как и положено, по канонам классической комедии, действие оперы «Дон Паскуале» не выходит за пределы одного места – дома, где и разворачивается основная интрига.

 

Премьера оперы «Дон Паскуале» в Алма-Ате на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая состоялась 9 октября 1955 года.

 

Режиссёром спектакля стал А. Баранников, художник-постановщик А. Молдабеков, дирижёр В. Чернов, хормейстер П. Окрушко, балетмейстер Ю. Ковалёв. На премьере главные партии исполнили: Дон Паскуале - А. Казакевич, Народный артист КазССР, Эрнесто - Ю. Якунин, Норина - Н. Куклина, Доктор Малатеста - Н. Воронков.

Позже партию Дон Паскуале пел В. Харитонов, Норины – Г. Яхимович и К. Бобошко.

Опера шла на сцене два года и больше не возобновлялась.

По прошествии многих лет одна из самых лучших опер Гаэтано Доницетти вновь возвращается на сцену КГАТОБ им.Абая.

 

 

МАТТЕО МАЦЦОНИ

режиссер, сценограф, дизайнер по костюмам оперы «Дон Паскуале»:

 

“Сюжет оперы «Дон Паскуале» рассказывает типичную историю «Commedia dell 'arte», которая характерна для многих «опер-буффа». Один из ярчайших примеров подобного сюжета - это опера «Служанка-госпожа» Джованни Батиста Перголези, написанная более 100 лет до опуса Гаэтано Доницетти: старик, богатый и скучный хочет жениться на молодой девушке, которая бедна, но изысканно красива и невероятно умна, и влюблена в другого человека. И в этом треугольнике рождаются все недоразумения и забавные ситуации.

 

В сюжете оперы Доницетти, который сам автор назвал “драма-буффа в трех актах”, мы встречаемся с главными персонажами - стариком Дон Паскуале, его молодым племянником Эрнесто, хитрецом доктором Малатеста и красавицей Нориной. Она то и есть, та самая движущая сила всей истории.

 

Новая постановка - это взгляд на всю историю с точки зрения Норины, как символа женской эмансипации последних веков, через которые мы предлагаем пройти вместе с нами: от 1800-х годов к 1950-м годам, Эпохе “Vacanze Romane”, и до наших дней 2019 года - в окружении роскоши современной Италии…

Первый акт. Мы в Риме, в начале 1800 года, занавес поднимается как раз во время похорон мужа Норины ... позже, после входа в дом Дона Паскуале, в центре сюжета публика встретит Норину “дома в клетке”, как гласят социальные правила того времени. И здесь мы вспомним, Норина не может жить с мужчиной, в которого она влюблена.

 

По мере развития сюжета, Норина становится все сильнее и сильнее …, с новой Нориной зрители встретятся во втором акте в Риме 1950-х годов, где она, как и все артисты превратятся в героев из типичной итальянской кинокомедии таких как Витторио Де Сика, Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.

 

И, наконец, третий акт - это настоящий триумф Норины, которая стала сильной современной женщиной. Этот образ все больше и больше становится центром нашего общества, именно поэтому мы решили перенести рассказ в наши дни, 2019 год со всей несравненной роскошью Итальянской моды и дизайна.

 

Новая постановка включает в себе огромное количество спецэффектов и перемещений «во времени», что создает сложную сценографическую историю с утонченным вкусом воссоздания итальянской атмосферы и стиля, все дополняется видео проекциями, которые объединяют современные технологии с миром оперы.

Идея перемещения во времени реализуется нами в дизайнерских решениях костюмов, в поисках материалов и линий в соответствии с модой разных эпох. Все это создает эффект великолепного спектакля, представляющего оперу “Дон Паскуале” веселой, я надеюсь, рапсодии жизни и любви.”