ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

П. И. Чайковский

 

«Евгений Онегин»

 

Лирические сцены в 2-х действиях

Либретто П. И. Чайковского и К. Шиловского

По одноименному роману в стихах А.С. Пушкина

 

Действующие лица:

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Ларина, помещица

Татьяна Ларина

Ольга Ларина

Филиппьевна, няня

Князь Гремин

Ротный

Зарецкий

Трике, француз

Запевала

 

Крестьяне и крестьянки, помещики и помещицы, гости на балу, офицеры

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского государственного академическоготеатра оперы и балета имени Абая

 

Постановочная команда:

 

Дирижер – постановщик, главный дирижер КГАТОБ им.Абая - Канат Омаров

Режиссер-постановщик - Ирина Лычагина (Россия)

Художник-постановщик - Карина Автандилова (Россия)

Художник по свету - Кевин Вин-Джонс (Швеция)

Видео-художник - Инета Сипунова (Латвия)

Ассистент режиссера - Наталья Кагадий

Хормейстер - Алия Темирбекова

 

История

   Одной из самых знаменитых и значимых опер Петра Ильича Чайковского, по правусчитается «Евгений Онегин».

 

   Чуть более 140 лет шедевр Пушкина - Чайковского «Евгений Онегин» сохраняетсвой высокий репертуарный рейтинг.

 

   Первоначальная идея о написании оперы на сюжет Александра Сергеевича Пушкина, пришла не самому Чайковскому. Известная оперная певица той эпохи – ЕлизаветаАндреевна Лавровская, к таланту которой Чайковский испытывал глубокое уважение, подсказала композитору обратиться к сюжету пушкинского романа. В самом начале самаидея и сюжет не привлекли внимание Чайковского, но чем больше он погружался встроки произведения Пушкина, тем больше он «повиновался непобедимому внутреннему влечению» к работе с этим материалом.

 

   «Пусть моя опера будет не сценична, — писал он своему брату Модесту, — пустьв ней мало действия, - но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишуна них музыку потому, что меня к этому тянет». Именно этот страстный, искренний порыви великая увлеченность композитора, создают в его опере особое обаяние искреннейнепосредственности, свежести и теплоты выражения.

 

   Конечно, как это происходит довольно часто, от полностью оригинального текстапоэта Чайковскому пришлось отказаться, руководствуясь условностями сценическогожанра, который часто диктует свои законы, столь разнящиеся с законами литературногоповествования. При создании оперного либретто, композитор проявил немалуюизобретательность: во-первых, выразительные пушкинские характеристики, которыеизлагаются в романе от лица автора, композитор вложил в уста самих героев, передаваяих внутренние душевные переживания; во-вторых, он задумал соединить стихи Пушкина,с иными, в том числе и своими. Все это позволило опере стать тем идеалом «интимной, носильной драмы», в которой главными лицами становятся реальные люди и их настоящиежизни.

 

   Исторически известно, что премьерная постановка оперы «Евгений Онегин» состоялась в Москве на сцене Малого театра 17 марта 1879 года силами студентов Московской консерватории и имела характер камерный. Оркестр состоял из 32 инструменталистов, хориз 48 учеников. «Лирическими сценами» дирижировал Николай Рубинштейн (основательи первый директор Московской консерватории), режиссером был Иван Самарин (актертеатра), хормейстером Карл Альбрехт. Чуть позже, для сцены Большого театра в Москвеи Мариинского в Петербурге Чайковский сделал другую версию, превратив «лирическиесцены» в «большую оперу».

 

   Таким образом, уже при жизни композитора были созданы две версии оперы.Первая - авторский московский вариант, в котором Чайковский допустил существенноеотступление от пушкинского романа - в заключительной картине Татьяна падала в объятияОнегина! Вторая, более поздняя – петербургская версия, в которой Татьяна отказывает Онегину и произносит ключевые для понимания смысла всей оперы слова: «Я отдана теперьдругому....я буду век ему верна». Версии двух столиц отражают известную свободу подходакомпозитора к сценическому воплощению «Евгения Онегина», что открывает современнымпостановкам возможность дальнейших его прочтений.

 

   Сценическая судьба оперы складывалась невероятно удачно. Еще при жизни композитора опера шла на главных сценах России и Европы, была популярна в частныхтруппах, ставилась в виде ученических и даже домашних спектаклей.На сцене Казахского государственного академического театра оперы и балетаимени Абая «Евгений Онегин» впервые был поставлен в 1935 году. Первой исполнительницей роли Татьяны стала легендарная Куляш Байсеитова. Опера исполнялась на казахском языке.В основе текста был первый перевод пушкинской поэмы на казахский язык выдающегосяпоэта, просветителя, родоначальника письменной национальной литературы АбаяКунанбаева.

 

   В 1946 году опера была поставлена на русском языке. В главных партиях выступилиКуляш Байсеитова и Ришат Абдуллин. С тех пор опера неизменно находится в репертуаретеатра. В разные годы главные партии исполняли: Муслим Абдуллин, Байгали Досымжанов,Юрий Якунин, Василий Яковенко, Эра Епанешникова, Кенес Бактаев, Нина Радченко, ВиталийОрленин, Роза Джаманова, Гафиз Есимов, Султан Байсултанов, Ермек Серкебаев и АлибекДнишев.

 

П. И. Чайковский

«Евгений Онегин»

 

   Мы уже давно привыкли к тому, что пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин»,называют «энциклопедией русской жизни». И он действительно является полнокровным,разносторонним отражением мыслей, чувств и явлений жизни начала XIX века. Но с моментавыхода произведения в свет, о нем сказано и написано так много, так много сыграно ипридумано, что лавина аллюзий, стереотипов и впечатлений давно погребла кристальнуюясность пушкинского под грудой чуждых смыслов и представлений. И, чтобы внимательномучитателю докопаться до первоначальных смыслов, надо приложить титанические усилия.А, что касается оперы, то здесь дело обстоит еще хуже. Произведение Чайковского, малотого, что само уже написано «по мотивам» и стало надстройкой над романом, к тому же, всилу своей популярности, стало общим местом в парадигме русского искусства, входит внеобходимый о достаточный «туристический набор» наряду с икрой, водкой, медведямии балалайкой. Вся эта прилипшая к «Евгению Онегину» за 150 лет мишура отнюдь неумаляет истинных достоинств музыкального произведения. Просто, чтобы пробиться ксобственному пониманию, не забитому восприятием других людей, чтобы услышать этумузыку «впервые», усилий надо потратить еще больше, чем при чтении романа.

 

   Зрителям и слушателям не стоит ждать от нашего спектакля псевдоисторическогоправдоподобия. Нас интересует правда а не правдоподобие, правда человеческих чувств,того, Станиславский называл «жизнью человеческого духа»: именно внутренний мир героев,«движения их души» и есть основное содержание оперы и именно в этих «движениях души»,в несовпадениях, не-чувствованиях, непониманиях – основныесоставляющие ее конфликта. Право на подобную трактовку предоставляет нам сам композитор, изменивший жанр «роман» - всеобъемлющий, философский, обобщающий-на более камерный - «лирические сцены». Кроме сдвига жанрового Чайковский задает и временной сдвиг. История пушкинских персонажей у Чайковского перемещается в другую эпоху. Не формально, но по сути. Пушкин завершил свой роман в 1825 году, Чайковскийзакончил сочинение «Онегина» в 1878. Композитор помечает, что действие оперыпроисходит в 20-е годы XIX века, но, конечно же, он наделяет своих персонажей ощущениемсовсем другого времени, «времени Достоевского» и его собственного, т.е. – последней третиXIX века. К тому же события личной жизни композитора, его неудачная и странная женитьбана Антонине Милюковой, безусловно, отразилась в музыке оперы.

 

   Мы имеем дело не с романом Пушкина, а с оперой Чайковского, произведением,куда более сентиментальным, и, одновременно, нервным, где прозрачная гармонияпушкинского времени замещена истерическими всплесками конца века, предчувствиембеды и перемен. Несовпадение, непонимание, напрасные ожидания – вот те внутренние,душевные движения, которыми полна музыка «Евгения Онегина».«...вышло так, что“Онегин” на театре не будет интересен. Поэтому те, для которых первое условие оперы- сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те-же, которые способны искатьв опере музыкального воспроизведения далеких от трагичности, от театральности,- обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остатьсядовольны моей оперой. Словом, она написана искренно, и на эту искренность я возлагаювсе мои надежды», - так писал Чайковский о своей опере, когда она уже была сочинена, икомпозитор занялся оркестровкой. Именно стремление к искренности заставило автора, какизвестно, отдать «Онегина» для первого исполнения студентам консерватории, а не однойиз императорских трупп. Автор страшно боялся театральной фальши. Опера Чайковского– это в первую очередь история Татьяны. Композитор, в одном из первых писем посленачала сочинения оперы, писал: «Я влюблен в образ Татьяны». Чайковский наполнил образгероини абсолютной искренностью, и «Письмо Татьяны», где ее откровенность достигаетпика, безусловно становится и кульминацией оперы.

 

   «Татьяна, не только провинциальная барышня, влюбившаяся в столичногофранта. Она — полная чистой женственной красоты девическая душа, еще не тронутаяприкосновением к действительной жизни; это мечтательная натура, ищущая смутноидеала и страстно гоняющаяся за ним. Не видя ничего подходящего к идеалу, онаостается неудовлетворенной, но покойной. Но стоило появиться лицу, по внешностиотличающемуся от среды пошло-провинциальной, она вообразила, что это—идеал, истрасть охватила ее до самозабвения. Пушкин превосходно, гениально изобразил мощьэтой девической любви, и я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясен до глубиныдуши глубокою поэтичностью Татьяны после появления Онегина»

(П.И. Чайковский)

 

   В 15-и минутном музыкальном фрагменте письма Татьяна переживает самыесильные человеческие чувства, ее жизнь переворачивается, она стремительно проходитпуть женского взросления, на который иным нужны годы. В такие минуты человек бываетспособен на невероятное самопожертвование, которым, собственно и становится самфакт написания письма Онегину. Такого эмоционального взлета, такой самоотдачи онаникогда больше не испытает в своей жизни. «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый,ты уж был мне мил...». Татьяна вложила в свое признание все ожидания, всю страсть души,всю любовь, рожденные богатой фантазией и рожденные французскими романами. Онане разглядела и не могла разглядеть, не хотела разглядеть реального Онегина, сломяголову, кинувшись воплощать свои видения и надежды. Да и другие персонажи оперы неотличаются ни гармоничностью, ни спокойствием. Взнервлены все: Ольга, Ленский, Ларина,Няня Филиппьевна. У каждого из них свои причины для этого: у кого-то не сбывшиеся мечты,у кого-то их отсутствие или глубокое разочарование. Но только Татьяне дано пройти путьот предчувствий до переосмысления и полной перемены: от девочки до зрелой женщины,понявшей себя и других. Собственно, история Татьяны, как и других персонажей оперы, - вневремени, вне эпохи. Это просто человеческая история. Каждый, сидящий в зрительном зале,может обнаружить в этой истории себя, каждое поколение по-своему отражается в зеркале,именуемом «Евгением Онегиным» Чайковского. И сегодняшние зрители и слушатели найдутв «Онегине» нечто близкое только им.

Ирина Лычагина (режиссер-постановщик, Россия)