ЩЕЛКУНЧИК

П.И.Чайковский

 

"ЩЕЛКУНЧИК"

 

Балет в 2-х действиях

Бибретто и хореография В. Вайнонена, Заслуженного артиста России

Бо сказке Э. Гофмана, в редакции народной артистки РК Г. Туткибаевой

 

Действующие лица:

 

Клара

Щелкунчик-принц

Дроссельмайер, крестный отец Клары

Зильберхаусы, хозяева дома

Франц, брат Клары

Мышиный Король

Арлекин

Коломбина

Арап

Пастушки

Дамы, кавалеры, дети, мыши, солдатики, снежинки, цветы

 

Симфонический оркестр, хор и балет Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая

 

Постановочная команда:

Главный балетмейстер – ГУЛЬЖАН ТУТКИБАЕВА, Народная артистка Республики Казахстан

Диридер-постановщик – ЕРБОЛАТ АХМЕДЬЯРОВ

Художник – ВЯЧЕСЛАВ ОКУНЕВ, Народный художник РФ, лауреат Государственных премий РФ и РК

Главный хормейстер – АЛИЯ ТЕМИРБЕКОВА

История

В своем последнем балете Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» — преодолению злых чар силой любви.

 

«„Щелкунчик" — совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве. Нет, вернее о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности... Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное — в жизнь только предчувствуемую. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысль-мечта героини и героя вырываются на свежий простор — в лес, природу, навстречу ветрам, вьюге, дальше к звездам и в розовое море надежд».

(Б.Асафьев)

 

Композитор находит яркие выразительные средства для обрисовки двух миров, сопоставленных в «Щелкунчике»: мира уютного бюргерского быта и таинственно влекущего, чарующего или пугающего и мрачно завораживающего фантастического мира. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес и все окружающее предстает в необычном, тревожащем воображение свете.

 

Двухактный балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» на либретто М.Петипа закончен композитором в начале 1892 года.

 

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».

 

С успехом прошла и театральная премьера балета, которая состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

 

Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.

В нашем театра балет «Щелкунчик» идет на протяжении многих лет в постановке В.Вайнонена, вызывая постоянный интерес зрителей. Новая постановка балета Народной артистки РК Гульжан Туткибаевой, художника Вячеслава Окунева предусматривает свежее прочтение известного материала и использование новых технологий в сценографии.