Вокальный монолог

30.06.2020

Театр оперы и балета имени Абая работает над монооперой «Дневник Анны Франк».

 

Постановка создается в необычном для классического театра формате.

Пятьдесят зрителей, на которых рассчитан спектакль, будут находиться не в зрительном зале, а прямо на сцене, в декорациях амстердамского убежища вместе с его обитательницей – единственной героиней монооперы, еврейской девочкой-подростком Анной Франк.

 

Директор ГАТОБ им. Абая Ая Калиева охарактеризовала постановку, как спектакль-квест, спектакль-променад. По идее российского режиссера Алексея Смирнова из Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, приглашенного ставить монооперу в Алматы, такой формат поможет зрителям проникнуться внутренним миром героини, скрывавшейся на амстердамском чердаке от нацистов.

 

Спектакль посвящен 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне – фронтовикам, сломавшим ворота концлагерей, в одном из которых, не дожив нескольких месяцев до этого события, погибла Анна Франк.Моноопера была создана в 1969 году советским композитором Григорием Фридом. В период хрущевской оттепели он стал одним из сотен тысяч советских читателей «Дневника Анны Франк», переведенного на русский язык.Фрид был потрясен содержанием произведения. Прошедший войну и переживший сталинские репрессии, он, как никто другой, мог понять чувства еврейской девочки, которая жила ежедневно с ощущением смертельной опасности.

 

Фрид передал настроение Анны музыкальными контрастами – чередованием оптимистических мотивов с минорным ладом. И чем острее героиня переживала опасность, тем ярче и радужнее становились музыкальные краски. По замыслу композитора, этот творческий прием призван утвердить мысль о том, что внутренний мир человека может быть неподвластен угрозам мира внешнего.Композитор сам взял на себя написание либретто. Впоследствии он вспоминал, что долго не мог определиться с идеей литературной основы. Неожиданно к нему пришло понимание – сам текст дневника и есть либретто. Фрид адаптировал дневниковые записи для оперного спектакля, соединил их с музыкой, и все встало на свои места – получился пронзительный вокальный монолог, который вобрал в себя всю эмоциональную палитру героини.

 

В спектакле ГАТОБ музыкальную партитуру исполнят 12 музыкантов под управлением дирижера Ерболата Ахмедьярова. Над образом Анны работают солистки театра Надия Наденова и Венера Алпысбаева.Надия Наденова начала работу над партией с изучения музыкального материала.

 

– Музыка довольно сложная как для исполнения, так и для восприятия, – говорит солистка – Нужно было найти новые вокально-технические средства выражения, поработать над голосовыми оттенками, интонациями.

 

Ранее Надия Наденова не работала в жанре монооперы. С этой трудностью помогли справиться навыки камерного вокала, полученные в рамках консерваторского курса.– После того как музыкальный материал начал укладываться в голове, я обратилась к литературной основе – тексту дневника. Изучение фотографий, чтение очень сильного по эмоциональному воздействию текста помогли мне выстроить образ героини. Продолжая работать над вокальной партией, я вновь и вновь обращаюсь к дневниковым записям и с каждым разом все острее начинаю ощущать внутренний мир Анны, – рассказывает Надия.

 

В отличие от нее Венера Алпысбаева уже имеет опыт исполнения монооперы – она участвовала в спектакле «Человеческий голос» Франсиса Пуленка, созданном по одноименной пьесе Жана Кокто. Солистка признается, что воплощение образа главной героини потребовало от нее не только вокальной, но и актерской отдачи – все 50 минут нахождения на сцене нужно было сохранять сильный эмоциональный накал. И этот опыт очень пригодился ей в работе над образом Анны Франк.Венера Алпысбаева знакомилась с дневниковыми записями параллельно с работой над вокальной партией.

 

– Опера «Дневник Анны Франк» – это современная классическая музыка, – поясняет певица, – авангард, в котором нет определенной мелодики, осмысливать такую партитуру было непросто. По этой же причине тяжело запоминался текст. Но в конечном итоге именно текст стал ключом к созданию образа. Чем больше я вчитывалась в строки дневника и погружалась во внутренний мир Анны, тем больше понимала свою героиню. Анна – этот сочетание детской мечтательности с очень взрослым осмыслением действительности, философскими рассуждениями, глубокими мыслями.Еще в докарантинный период большая работа по выстраиванию образа была проведена с режиссером.

– Он советовал не торопиться, обыгрывать голосом каждую эмоциональную интонацию. Партитура не содержит сложного вокала – зачастую это речитатив. Режиссер настаивал, чтобы мы, две солистки, не распевали фразы, не утрировали их и не усложняли, а просто проговаривали. Наряду с вокалом прочувствовать образ помогла актерская работа – мимика, жесты, взгляд. Так создавалась роль, – рассказала о ходе репетиций солистка.

 

По мнению Венеры Алпысбаевой, опера «Дневник Анны Франк» – очень глубокое и проникновенное музыкальное произведение.

– Я горда тем, что образ Анны Франк не прошел мимо меня и опера стала частью моей творческой биографии. Убеждена, что это произведение достойно ведущих сцен – мир должен помнить об Анне Франк, чтобы трагедия Второй мировой войны не повторилась, – заключила солистка.

 

ГАТОБ им. Абая планировал показать премьерные спектакли в преддверии Дня Победы, но в эту схему вмешался карантин по коронавирусу. Тем не менее, 10 мая в онлайн-формате театр представил вокальную версию постановки – в интерьере фойе солистки исполнили свои партии под аккомпанемент фортепиано.Теперь премьерные спектакли запланированы на осень этого года – начало нового театрального сезона.

 

 

7 002

 

Юрий КАШТЕЛЮК, "Вечерний Алматы"

Фото Овсепа ВАРДАНЯНА